Аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг» подготовило отчет «Российский телекоммуникационный рынок — 2016.». По предварительным данным агентства, объем рынка телекоммуникаций в 2016 г. достиг 1596 млрд руб. Темпы роста доходов составили 0,6%, что ниже динамики предыдущего года (0,8%). Рост замедлился в связи со снижением динамики таких значимых сегментов рынка, как интернет-доступ и платное ТВ.

Кроме того, межоператорский сегмент вернулся к отрицательной динамике после роста в 2015 г., вызванного изменением курса иностранной валюты при расчетах за ряд услуг, оказываемых на международных направлениях.

Выручка от услуг мобильной связи, традиционного драйвера рынка, формирующего свыше половины доходов отрасли (см. рис. 1), второй год подряд демонстрирует отрицательную динамику. При этом есть некоторые признаки улучшения ситуации: если в 2015 г. доходы снизились на 0,7%, то в 2016 г. — на 0,3%.

Рис. 1.

Источник: «ТМТ Консалтинг»

В то же время продолжился рост абонентской базы — по предварительным данным «ТМТ Консалтинг», число пользователей увеличилось на 2,9% до 259 млн. При этом все крупные операторы демонстрируют снижение ARPU (см. таблицу).

ARPU федеральных мобильных операторов РФ, руб.

                  3Q2015 3Q2016

МТС         341 323

Мегафон   318 296

Вымпелком 330 321

Tele2 227 226

Источник: «ТМТ Консалтинг»

Операторы компенсировали снижение доходов ростом продаж устройств. Как следствие, совокупные доходы на мобильном рынке (сервисная выручка и продажа устройств) выросли за 2016 г. на 1,6% — больше, чем в 2015 г. (0,5%).

В сегменте широкополосного доступа в интернет при проникновении 56% на конец 2016 г. рынок насыщен не только в крупных, но и в большинстве средних городов. Как следствие, за год число частных пользователей выросло лишь на 4%, практически на столько же увеличились доходы.

Остававшийся стабильным на протяжении нескольких лет ARPU в 2016 г. продемонстрировал снижение. Этому способствовала эволюция конвергентных предложений. От пакетирования услуг фиксированной связи (интернет+ТВ и интернет+ТВ+телефония) операторы переходят к конвергенции фиксированных и мобильных услуг.

Обеспечивая операторам рост доходности от одного абонента и повышая его лояльность, пакеты услуг позволяют абоненту фактически меньше платить за каждую из составляющих пакета, чем если бы он приобретал их по отдельности.

В целом в 2016 г. операторы перешли от тактики привлечения новых абонентов за счет краткосрочных акций к работе на удержание абонента. При этом более выгодные, чем у конкурентов, финансовые условия предлагаются отдельными операторами на постоянной основе, что усиливает ценовую конкуренцию на рынке.

Рост подписчиков платного ТВ в 2016 г. замедлился: за год абонентская база выросла более чем на 3% до 41млн, проникновение услуги достигло 72%. В то же время на росте выручки продолжало сказываться повышение тарифов, происходившее в течение 2015 г. — денежный объем рынка вырос за год почти на 11% и превысил 74 млрд руб. Вследствие роста цен на услугу средний счет на одного абонента (ARPU) вырос за год в среднем по рынку на 6,3% со 145 до 154 руб.

Как и в предыдущие периоды, в 2016 г. продолжилось падение доходов во всех подсегментах фиксированной телефонной связи (см. рис. 2), что связано с миграцией голосового трафика в мобильные сети и ОТТ-сервисы. За год от услуг телефонной связи отказались почти 1,7 млн абонентов. Хотя на смену традиционной телефонии приходят новые сервисы, в обозримом будущем эта услуга продолжит существовать: по прогнозам «ТМТ Консалтинг», ее проникновение снизится с текущих 42% до 33% в 2021 г.

Рис. 2.

Источник: «ТМТ Консалтинг»

В последующие 5 лет прогнозируется стабильный, хотя и невысокий, рост российского рынка телекоммуникаций.

Среднегодовая динамика в 2016-2021 гг. (CAGR) составит 0,4%.

С одной стороны, продолжится снижение роста услуг фиксированной связи. С другой стороны, можно ожидать, что в среднесрочной перспективе мобильным операторам удастся вернуть сервисную выручку к положительной динамике. Тем не менее в условиях конкуренции между четырьмя крупными игроками возможности роста доходов серьезно ограничены.

С учетом этого операторы эволюционируют из провайдеров услуг связи в поставщиков комплексных ИКТ-услуг, включающих системную интеграцию, услуги дата-центров, облачные и другие сервисы.

В условиях низкой динамики рынка можно ожидать нового витка приобретений, в том числе крупных телекоммуникационных компаний, а также развития процесса слияний с поставщиками ОТТ- и ИТ-сервисов.