Cогласно предварительным данным компании IDC vировые поставки традиционных ПК (десктопов, ноутбуков и рабочих станций) в 4-м квартале 2022 (4Q22) составили 67.2 млн штук. В годовом выражении это означает падение на 28.1%.

Табл. 1. Топ-5 компаний на мировом рынке традиционных* ПК в период Q4 2022 (поставки в млн штук)

Компания

Поставки в 4Q22

Доля рынка в 4Q22

Поставки в 4Q21

Доля рынка в 4Q21

Динамика в 4Q22/4Q21

1. Lenovo

15.5

23.0%

21.6

23.1%

-28.5%

2. HP Inc.

13.2

19.6%

18.6

19.9%

-29.0%

3. Dell Technologies

10.8

16.1%

17.2

18.4%

-37.2%

4. Apple

7.5

11.2%

7.7

8.2%

-2.1%

5. ASUS

4.8

7.2%

6.1

6.5%

-20.9%

Прочие

15.4

22.9%

22.3

23.9%

-31.0%

Всего

67.2

100.0%

93.5

100.0%

-28.1%

Источник: IDC, 10 января 2023

* К традиционным ПК компания относит десктопы, ноутбуки и рабочие станции. Планшеты и x86-серверы не включены.

Рынок упал даже ниже ожиданий аналитиков и примерно соответствует итогам 4Q 2018, когда сильное сокращение рынка было вызвано с проблемами поставок компании Intel.

Итог за 2022 год составил 292.3 млн штук ПК, что всё-таки лучше предпандемийных годов. Но и здесь падение рынка заметное — 16,5% ( см табл. 2).

Табл. 2. Динамика мирового рынка ПК в 2021-22 гг. (поставки в млн штук)

Компания

Поставки в 2022

Доля рынка в 2022

Поставки в 2021

Доля рынка в 2021

Годовая динамика 2022/2021

1. Lenovo

68.0

23.3%

81.8

23.4%

-16.9%

2. HP Inc.

55.3

18.9%

74.0

21.1%

-25.3%

3. Dell Technologies

49.8

17.0%

59.3

16.9%

-16.1%

4. Apple

28.6

9.8%

27.9

8.0%

2.5%

5. ASUS

20.6

7.0%

21.8

6.2%

-5.7%

Прочие

70.1

24.0%

85.2

24.3%

-17.8%

Всего

292.3

100.0%

350.1

100.0%

-16.5%

Источник: IDC, 10 января 2023

В целом такие показатели не удивительны. Понятно, что бум спроса на ПК, вызванный пандемией, позади, и дальнейший спрос в ближайшие сроки сомнителен, так как большинство потребителей в связи с переходом на онлайн-режим уже обзавелось новыми моделями, а состояние глобальной экономики ухудшается.

Во многих каналах поставок средняя цена продаж (ASP) упала, что было вызвано избытками складских запасов в последние месяцы и соответствующей конкуренцией и сбросом цен. Этот фактор, полагают аналитики, будет действовать как основной и в ближайшие кварталы.

В 2023 г. много крупных вендоров приходит на рынок, но их активность проявится и частично приведёт к росту рынка лишь к концу 2023 г., а полноценно — только в 2024 г. У корпоративного сегмента есть несколько причин для роста: это и заканчивающийся период поддержки Windows 10, и приближaющийся новый цикл обновления, а вот судьбу потребительского сегмента в 2023 г. и далее предсказать трудно. При этом в 4Q22 поставки снижались у всех вендоров первой пятёрки, в наименьшей степени у Apple, а лидером рынка осталась компания Lenovo (см. табл. 1 и 2).

Конечно, в 2021г. на глобальном рынке был исторический максимум, который трудно будет повторить, и с ним сравнение будет некорректно, но аналитики уверены, что в 2024 г., а возможно, и в конце 2023 г., рынок точно начнёт восстанавливаться.