Согласно предварительным данным компании IDC, в 3-м квартале 2018 г. (3Q18) на глобальный рынок смартфонов было поставлено 355.2 млн штук, что соответствует снижению объема в годовом выражении на 6.0%. Снижение поставок смартфонов продолжается четвертый квартал подряд, что невольно вызывает вопрос о будущем рынка. По мнению аналитиков IDC, рынок вернется к росту в 2019 г., хотя каков будет этот рост, пока говорить рано.

Аналитики называют два главных фактора, повлиявших на сокращение рынка. Во-первых, крупнейший вендор — компания Samsung, доля поставок которой в 3Q18 составила 20.3%, в отчетный квартал снизила отгрузки смартфонов на 13.4% в годовом выражении. Во-вторых, сократились продажи на рынке Китая, крупнейшем локальном рынке смартфонов, на который приходилась одна треть всего мирового рынка. Здесь сокращение отмечается шестой квартал подряд.

Samsung продолжает испытывать давление со всех направлений, особенно со стороны китайской Huawei, которая постепенно подбирается к лидеру, и уже второй квартал подряд занимает по объему отгрузок второе место. Кроме того, изменилась ситуация на таких растущих рынках, как Индия и Индонезия, где Samsung в течение долгого времени занимала лидирующие позиции. Теперь же там быстро наращивают долю такие китайские бренды, как Xiaomi, OPPO и vivo.

Положение на рынке смартфонов Китая, который в период 1H18 сократился на 11%, в третьем квартале также было не блестящее. Улучшение здесь ожидается лишь в 2019 г., когда и глобальный рынок начнет немного расти.

Положение ведущих компаний

Компании Samsung удалось отгрузить лишь 72.2 млн смартфонов. Хотя этого оказалось достаточно, чтобы остаться на верхней позиции рейтинга (см. таблицу), компания продолжает терять долю рынка. Выпуск Galaxy Note 9 был успешным, поставки модели растут, но главной проблемой Samsung остается потеря доли в сегментах mid-range и low-end. Недавно компания заявила о планах выпуска не флагманских моделей с расширенным функционалом, возможно, это улучшит положение корейског8о производителя. Набольший упор компания сделает на выпуске новых смартфонов серии A среднего ценового диапазона.

Huawei второй квартал подряд занимает вторую позицию, хотя по сравнению со вторым кварталом ее доля рынка снизилась с 15.9 до 14.6%. Бренд Honor, предназначенный в основном для молодежной аудитории и для онлайн-продаж, продолжает пользоваться успехом на мн6огих рынках, а в верхнем сегменте продолжают активно продаваться смартфоны серий P и Mate.

Выпуск компанией Apple в сентябре новых моделей iPhone (iPhone XS Max, iPhone XS и iPhone XR) помог ей немного (на 0.5%) увеличить поставки относительно 3-го квартала 2017 г.. Напомним, что в них Apple применила более быстрый процессор A12 Bionic, впервые выполненный по 7-нм технологии. На более старые модели — iPhone 6S, 7 и 8 компания в конце квартала снизила цены, что сбалансирует модельный ряд компании в последнем квартале года. В четвертом квартале в подсчет поставок будет включена успешно продаваемая модель iPhone XR, которую в третьем квартале IDC не учитывала.

Компания Xiaomi в 3Q18 очередной раз увеличила свою долю мирового рынка. Компания продолжает расширять свое присутствие, в частности, в Индии и Индонезии, и начинает проникать на европейские рынки, в частности активно — на рынок Испании.

У OPPO, как и у Samsung, поставки в годовом выражении в период 3Q18 упали, хотя и в значительно меньшей степени. Несмотря на это, OPPO сохранила 5-ю позицию по доле рынка. Подобно ряду конкурентов, которые поднимаются по лестнице вверх, OPPO начинает шире поставлять свои флагманы в различные регионы и поднимать цены на них.

Топ-5 компаний на мировом рынке смартфонов в Q3 2018 (поставки в млн штук)

Компания

Объем поставок в 3Q18

Доля рынка в 3Q18

Объем поставок в 3Q17

Доля рынка в 3Q17

Динамика 3Q18/3Q17

Samsung

72.2

20.3%

83.3

22.1%

-13.4%

Huawei

52.0

14.6%

39.1

10.4%

32.9%

Apple

46.9

13.2%

46.7

12.4%

0.5%

Xiaomi

34.3

9.7%

28.3

7.5%

21.2%

OPPO

29.9

8.4%

30.6

8.1%

-2.1%

Прочие

119.9

33.8%

149.8

39.6%

-19.9%

Всего

355.2

100.0%

377.8

100.0%

-6.0%

Источник: IDC, 1 ноября 2018 г.