Аналитический центр GS Group представляет анализ рынка мобильных телефонов за 2024 год

Смартфоны

Мировые продажи

Мировые поставки смартфонов выросли на 6,3%, относительно показателей прошлого года, составив 1,24 млрд штук за анализируемый период. Такой рост произошел впервые за последние два года, что свидетельствует от том, что рынок наконец-то начинает восстанавливаться после долгого падения.

Несмотря на текущие макроэкономические сложности, обеспокоенность по поводу валютных курсов на развивающихся рынках, инфляцию и слабый потребительский спрос, стремительный рост в 2024 г. подчёркивает стабильность рынка смартфонов. Анализ глобальных поставок за период с 2015 по 2024 гг. показывает, что самое высокое значение отмечается только в 2017 г. После года, отметившимся выходом iPhone X, рынок непрерывно снижался, и лишь сейчас отмечается незначительная тенденция к росту.

Что касается доли России в мировых поставках, то она достаточно стабильно удерживает значение в диапазоне 2,5% с незначительными колебаниями в 2-3 десятых от года к году. В 2024 г. доля составила 2,4%, что на 0,2% меньше, чем в 2023-м.

Поквартальное деление поставок смартфонов показывает тенденцию, повторяющуюся из года в год, где первый квартал всегда чуть больше второго за счет ежегодной презентации Samsung в январе. Третий и четвертый кварталы отмечаются повышением поставок за счет ежегодных презентаций новых устройств, а также рождественских распродаж.

В 2024 г. Apple и Samsung сохраняют лидерство на мировом рынке с долями 19 и 18% соответственно. Однако объёмы поставок продукции Apple снизились на 0,9%, а показатели Samsung упали на 1,4%. Одна из причин такого снижения заключается в усилении в мире позиций китайских производителей.

Например, Xiaomi занял третье место, демонстрируя самый быстрый рост среди пяти крупнейших игроков, согласно предварительным данным около 15,4% в абсолютных единицах.

Бренды холдинга Transsion (Tecno, Infinix. iTel) вместе заняли четвёртое место, разделив его с Vivo и OPPO из-за усиления конкуренции между этими компаниями. По данным Transsion, в прошлом году компания поставила 106,9 млн смартфонов, в то время как Oppo — 104,8 млн устройств.

Динамика продаж смартфонов в России

В 2024 г. в России было реализовано примерно 29,9 млн смартфонов на общую сумму ₽721 млрд. Рынок продемонстрировал снижение на 3%, относительно показателей прошлого года в натуральном выражении. Однако в денежном эквиваленте объём продаж увеличился примерно на 6% по сравнению с показателями предыдущего года, демонстрируя рост с 2022 г.

ТОП производителей смартфонов в РФ в 2024 году

В 2024 г. в России было реализовано примерно 29,9 млн смартфонов на общую сумму ₽721 млрд. Рынок продемонстрировал снижение на 3%, относительно показателей прошлого года в натуральном выражении. Однако в денежном эквиваленте объём продаж увеличился примерно на 6% по сравнению с показателями предыдущего года, демонстрируя рост с 2022 г.

Средняя цена на смартфоны в 2024 г. составила ₽24 тыс., что на 9% больше по сравнению с предыдущим годом. Повышение цены напрямую повлияло на значительный рост выручки в 2024 г.

Российский рынок очень быстро оправился от падения продаж в 2022 г. и в 2024-м практически удержал показатели 2023 года, в связи с отложенным спросом и стабилизацией финансового положения покупателей.

И тенденция на уменьшение объема продаж и повышения цен, по мнению аналитиков, будет сохраняться еще продолжительное время. На рынке смартфонов сложилась ситуация с кризисом идей. Мы не видим крупных изменений, ради которых потребители готовы поменять свой девайс на новый. В современных условиях смартфоны достигли того уровня технологического развития, при котором им можно пользоваться на протяжении достаточно долгого времени и не испытывать никаких проблем как с точки зрения устаревания ПО, так и физической амортизации в силу повышения качества сборки и материалов.

Ведущие бренды смартфонов

В 2024 г. в России лидером продаж смартфонов, как и в прошлом году, остаётся Xiaomi (см. рисунок). На протяжении последних трёх лет китайский бренд удерживает абсолютное первенство продаж в натуральном выражении. В 2022 г. его доля составляла 32% рынка, а в 2023-м снизилась до 30%.

По результатам прошедшего года доля Xiaomi составила 24%, что связано с увеличением доли брендов Transsion Holdings. Tecno и Infinix, принадлежащих Transsion Holdings, уверенно занимают рынок в бюджетном и среднем ценовых диапазонах не только в России, но и в мире. Для примера, на территории РФ Tecno увеличил свою долю присутствия с 2022 г. в два раза, с 8 до 16%.

Продукция Samsung и Apple сохраняет свою долю в штуках без изменений и занимает 12 и 10% соответственно. В 2022 г. корейский бренд потерял свою часть покупателей за счет ухода из России и понижения маржинальности устройств при параллельном импорте. Таким образом, ритейлерам стало выгодней подсвечивать более прибыльные смартфоны, нежели рекламировать A-серию Samsung, которая продается за счет их сбалансированных характеристик в среднем ценовом сегменте, являющемся самым популярным на рынке.

Однако в денежном эквиваленте лидерство Apple сохраняется последние три года за счет доминирующего положения в премиум-сегменте, где у американцев практически нет конкуренции. Доля рынка сохраняется на уровне в 33% (так же, как и в 2023 г.) и, вероятнее всего, не упадет и в следующем году.

Ценовые сегменты

Чтобы определить наиболее востребованные ценовые сегменты смартфонов в контексте продаж, разделим рынок на пять категорий. Это поможет нам проанализировать структуру рынка и проследить её изменения.

  • До ₽10 тыс.
  • ₽10 — 20 тыс.
  • ₽20 — 40 тыс.
  • ₽40 — 70 тыс.
  • ₽70 и более тыс.

При обзоре ценовой разбивки смартфонов выделяется три основных группы: бюджетные устройства, средний сегмент и премиум-сегмент.

Категория смартфонов до ₽10 тысяч занимает долю 14,5% и представлена стартовыми моделями китайских брендов, некоторые из которых являются одними из самых продаваемых смартфонов за год (Realme Note 50).

Следующая и самая крупная категория представлена смартфонами от ₽10 и до ₽40 тысяч. В этом диапазоне представлено самое большое количество моделей всех брендов. Большинство пользователей смотрят на этот сегмент в связи с тем, что данные устройства закрывают практически все потребности как для работы, так и для развлечений.

В премиум-сегменте самые популярные — это устройства компании Apple, предлагающие премиальные материалы, максимальную мощность и расширенные возможности камеры. Главным конкурентом в этой категории выступает Samsung с его S-серией.

Кнопочные телефоны

Динамика продаж

По итогам 2024 г. в России было продано около 4,3 млн кнопочных телефонов на сумму ₽7,3 млрд, что на 9% меньше, чем за прошлый год в натуральном выражении. Снижение можно отметить и в стоимостном выражении.

На основании данных о продажах кнопочных телефонов можно сделать вывод, что отечественные производители занимают около 65% рынка в натуральном выражении. Этот показатель значительно вырос по сравнению с 2023 г., когда он колебался на уровне 58%.

Лидерами отечественных брендов по итогам 2024 г. являются: F+, Texet, BQ, Maxvi. Из зарубежных производителей выделяется два лидера: Philips и Nokia.

Средняя цена на кнопочные телефоны в 2024 г. составляет ₽1,7 тыс., что на 6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.

Продажи кнопочных телефонов постепенно сокращаются с каждым годом, однако это не означает, что они исчезнут в ближайшем будущем. Потребность в таких устройствах будет сохраняться еще долго благодаря особенностям некоторых профессий, удобству для детей и пожилых людей, а также для тех энтузиастов, кто хочет взять паузу от высоких технологий.

Методика анализа

Аналитика продаж данной продукции осуществлялась посредством сервиса Sellematics (сервис аналитики маркетплейсов).

Выделение и анализ данных стали возможны благодаря сопоставлению всех доступных данных, в том числе:

  • технические данные по продажам товаров: стоимость, количество, бренды, характеристики и пр.;
  • информация из открытых отраслевых и бизнес-источников (СМИ, интернет форумов и презентаций отраслевых конференций): новости о фактах (времени и обстоятельствах) выхода новых моделей мобильных телефонов, крупных контрактах, различиях технических характеристик моделей и т. д.;
  • новости и описание бизнес-опыта российских компаний;
  • открытые данные по мировым поставкам смартфонов (IDC);
  • открытые данные по экономическому положению участников рынка (интеграторов, дистрибьюторов, заказчиков): выручка, прибыль, данные по активам, задолженностям; данные по собственникам и связанным компаниям.

Источник: Пресс-служба компании GS Group