По данным аналитической компании ITReserach, третий квартал 2025 года на российском рынке компьютеров стал негативным. Всего было продано 1,75 млн настольных и мобильных ПК, что на 7% меньше показателей третьего квартала 2024 года.

Тут, правда, стоит отметить, что Q3`24 как раз был локальной точкой роста, так что сравнение идет с высокой базой. Но понятно, что рынок остается в рецессии. В целом за три квартала было продано около 4,8 млн компьютеров всех типов, с общей динамикой минус 2%.

Напомним, предыдущий — второй квартал 2025 г., стал точкой роста конкретно по десктопам. Тем ярче выглядит здесь возврат динамики к нулевой отметке, даже чуть ниже. Падение по системным блокам ПК в этот раз −1%, по AIO −14%. Что же до самого крупного по объемам сегмента — ноутбуков, они планомерно снижали динамику все три квартала, к третьему опустившись до уровня −11%.

Безусловно, основным фактором тут являются не какие-то внутренние процессы собственно компьютерного рынка, но макроэкономический момент. Такова общая направленность в последние годы — регулярный коммерческий рынок и розница стагнируют. В первую очередь из-за высокой ставки рефинансирования, бизнес не может получить кредитов на закупки. Население тоже не может получить потребительских кредитов, и имеет стимул хранить деньги на банковских депозитах из-за повысившихся процентов по вкладам; в товар не вкладывается.

Госсектор же (как госуправление — ведомства, так и госкомпании и ВПК) финансируются по особым схемам и менее зависят от высочайшей ставки ЦБ. В какой-то мере искусственное охлаждение широкого коммерческого рынка сохраняет ресурсы (деньги, кадры, сырье) для ВПК, всего, что связано с СВО и сырьевых отраслей. Поэтому госсектор еще как-то живет, расширяет и обновляет парк ПК, а вот продажи на коммерческом рынке происходят лишь по необходимости.

Для компьютерного рынка это означает следующее: десктопы сегодня в большей части — товар для организаций, закупки госсектора — это в значительной мере именно настольные ПК. Мобильные тоже, конечно, но все же в меньшей мере. Ноутбуки же — универсальный товар. Соответственно, ноутбуки стагнируют, десктопы особенно «реестровые», по гостендерам все-таки продаются.

Но с июня ставка ЦБ как раз начинает снижаться. С мая по сегодняшний день она постепенно сократилась с 21% до 16,5%. Во втором квартале это привело к некоторому оживлению если не розничного рынка — на ноутбуки, скажем, это мало повлияло, — сколько на закупки частного бизнеса — десктопы усилились. Плюс, вероятно, сыграл «дух Анкориджа» — повеяло возможностью окончания войны. Позднее, уже к третьему кварталу, стало понятно, что СВО завершаться не собирается. А со ставкой: что 21%, что 18%-17%-16% — все равно это слишком много для регулярного рынка.

В третьем квартале по десктопам росли в основном поставщики реестровых ПК. Совокупная доля первой десятки компаний — в значительной мере включающей российских сборщиков именно такой направленности, увеличивалась с 25% в первом квартале до 32% настольного сегмента в третьем. То есть проседал «хвост» рынка региональных компаний и малых продавцов — тех самых поставщиков для частного сегмента. Сетевая розница также будто застыла — продажи как в первом полугодии, несмотря на сезон back-to-school. Интересно, что фактически не росли цены на ноутбуки — основной розничный продукт, и это при столь высокой стоимости денег для продавцов. Не росли, потому что спрос не позволяет.

При этом с реестровыми ПК тоже не без сложностей. Да, госзаказчик средства получает «особыми» путями, размещает заказы. Но сами-то производители — частные компании, они кредитуются как все, и комплектующие по-прежнему на подавляющую часть стоимости зарубежные. А получить деньги по исполненному госконтракту — во все времена было той еще задачей; сегодня, вероятно, она дополнительно усложняется. В результате у поставщиков возникают кассовые разрывы, вплоть до вынужденной продажи долей в бизнесе, в направлении госструктур, конечно же.

По настольным ПК в третьем квартале лидировали компании DNS, ICL, Kraftway, iRu, и Kvadra c суммарной долей 22%. По AIO — iRu, DNS, Aquarius, Lenovo, ICL (47%). По ноутбукам — Asus, Huawei, Acer, Honor, Lenovo (48%).