Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) подвела итоги рынка электронной коммерции за девять месяцев года: большую часть продаж в интернете — в отличие от прошлых лет — генерируют регионы страны, сейчас на их долю приходится более 76% в общем объеме онлайн-продаж.
Объем интернет-торговли в России за 9 месяцев 2024 г. составил ₽6,2 трлн., что на 43% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. При этом 97% от общего объема — это покупки в российских интернет-магазинах и на маркетплейсах, на трансграничную торговлю за указанный период приходится всего 3%.
Доля онлайн-торговли в общем обороте розничных продаж в целом по России по итогам 9 месяцев составила 15,4%. Этот показатель в разных товарных категориях неодинаковый: в непродовольственной рознице на онлайн приходится 24,3% от общего оборота, а в продовольственном сегменте через интернет реализуется только 5,4% от общего объема продаж.
В ряде регионов доля онлайн-торговли намного превышает средний российский показатель — там товары в интернете покупают чаще. Так, на Чукотке на онлайн-канал приходится 38% от общей розницы, В Магаданской области — 24,4%, на Алтае — 23,3%. Больше 22% доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж в Карачаево-Черкессии, на Камчатке, в Мурманской и Калужской областях и в Тыве. Больше 18% в рознице у интернет-торговли в Вологодской и Владимирской областях, Ямало-ненецком автономном округе и в Карелии.
Динамика роста, также превышающая общероссийские показатели, отмечалась с января по сентябрь практически во всех федеральных округах, кроме Центрального. Из регионов наибольший рост онлайн-продаж, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, зафиксирован в Чечне — 90,5%, на 82% выросли показатели на Чукотке. Рост интернет-торговли на 70%-60% произошел на Алтае, в Саха (Якутии), Еврейском автономном округе, Дагестане, Бурятии, на Камчатке, в Калининграде, на Сахалине и в Башкортостане.
В топ-5 популярных товаров (лидеров по объему продаж) впервые вошли автозапчасти и автоаксессуары — эта категория с начала года показывала динамичный рост продаж во всех регионах. В итоге рейтинг выглядит так: на первом месте по сумме покупок — продукты питания — 16,7% в общем объеме интернет-торговли. На долю товаров для дома и мебель, а также цифровую и бытовую технику приходится по 14,6%, на одежду и обувь — 13,5%, на автозапчасти и автоаксессуары — 7,1%. Доля товаров для красоты и здоровья, которые впервые с 2020 г. сместились на шестую строчку, составила 6,4%.
Наиболее высокая динамика роста продаж с января по сентябрь в категории аптеки — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы увеличились на 170%; на 135% выросли покупки автозапчастей и автоаксессуаров; на 124% — товаров для творчества. Рост в категориях инструменты и одежда и обувь составил 110%, и 100% —в ювелирных изделиях.
По мнению президента АКИТ Артема Соколова, дальнейший рост интернет-торговли будет обеспечиваться за счет еще большего проникновения в регионы. Сейчас большинство городов-миллионников «завоеваны» всеми видами игроков, поэтому бизнес сконцентрировался на развитии региональной инфраструктуры. Так, маркетплейсы активно строят и открывают распределительные центры и фулфилмент-центры, региональные производители и продавцы подключаются к новой инфраструктуре, традиционная торговля запускает свою доставку из магазинов и собственных РЦ и дарксторов. «В целом такая активность обеспечивает жителям всей России доступ к широчайшему ассортименту товаров, стимулирует экономическую активность локального бизнеса, перестраивая его на цифровые рельсы», — добавил он.
Источник: Пресс-служба АКИТ