Компания IDC опубликовала результаты своего исследования глобального рынка носимых устройств (wearables). В четвёртом квартале 2021 г. поставки носимых устройств увеличились на 10.8% относительно того же периода 2020 г.  и составили 171 млн шт. По полному 2021 г. поставки выросли на 20.0% относительно 2020-го и составили 533.6 млн шт.

Наибольшая доля — почти две трети всего рынка — снова пришлась на категорию носимых в ухе (hearables) устройств (наушники и пр.), поставки которых за квартал увеличились на 9.6%. Что касается носимых смарт-часов, то их поставки постепенно отнимают долю у фитнес-браслетов благодаря большему числу функций и возможности их кастомизации. Поставки других, менее известных категорий (таких, как умные очки, кольца, подключенные туфли и проч.) подскочили за квартал на 94.1%, в основном за счёт таких продуктов, как Oura Ring (премиального фитнес-трекера в форме кольца, применяемого для мониторинга сна) и Facebook/Ray-Ban Stories (умные очки со встроенными в дужки фото- и видеокамерами).

Несомненным лидером рынка по итогам года остаётся компания Apple (см. таблицы 1, 2), за которой следуют несколько вендоров с довольно близкими результатами, но существенно отстающими от «яблока». В то же время все они, как и группа «Прочие», показали рост относительно предыдущего года, что указывает на продолжающийся спрос потребителей на первую покупку при росте конкуренции среди вендоров, что в итоге приводит к снижению цен на продукцию.

Ведущие компании в период 4Q21

Apple в период 4Q21 удержала первую позицию с долей рынка 34.9%. Высокая доступность часов линейки Series 7 (после спада в третьем квартале) и запуск на рынок наушников модели AirPod 3 обеспечили компании рост в четвёртом квартале (табл. 1).

Xiaomi сумела удержаться на втором месте и увеличить общий объём поставок, несмотря на падение продаж браслетов. Компания сфокусировалась на поставках часов и удвоила их отгрузки за квартал, наушники также внесли свой вклад в сохранении компании на позиции № 2.

Samsung в последнем квартале года активно продвигала часы серии Galaxy Watch 4 с помощью скидочных акций и программ trade-in. В итоге компании удалось в 4-м квартале увеличить на 3% долю в сегменте смарт-часов относительно того же квартала в 2020 г. Однако в категории hearables рост компании начал замедляться, составив всего 4.3%, тогда как по категории в целом он в этот период достигал 9.5%.

Huawei продемонстрировала впечатляющий рост — 35.6%, при этом компания ведёт агрессивный маркетинг, стараясь нарастить поставки и за пределами Китая. Так, доля поставок компании носимой продукции в Европу в последний квартал года составила 29%, тогда как в этот период годом ранее — 19.9%.

Замыкает пятёрку индийская компания Imagine Marketing, которая в период Q4 2021 добилась роста поставок почти на 70% благодаря широкой продаже в своей стране недорогой носимой продукции (в основном это наушники и смарт-часы) под брендом BoAt. Средняя цена смарт-часов этого бренда существенно ниже $50, что и обеспечило успех этой категории в четвёртом квартале.

Таблица 1. Топ-5 компаний на мировом рынке носимых устройств в период Q4 2021 (поставки в млн штук)

Компания

Поставки в 4Q21

Доля рынка в 4Q21

Поставки в 4Q20

Доля рынка в 4Q20

Годовая динамика

1. Apple

59.7

34.9%

55.6

36.0%

7.3%

2. Xiaomi

14.6

8.6%

13.6

8.8%

7.9%

3. Samsung

13.6

7.9%

13.1

8.5%

3.8%

4. Huawei

11.5

6.7%

8.5

5.5%

35.6%

5. Imagine Marketing

9.2

5.4%

5.4

3.5%

69.6%

Прочие

62.5

36.6%

58.2

37.7%

7.4%

Всего

171.0

100.0%

154.3

100.0%

10.8%

Источник: IDC, 9 марта 2022 г.

Как отмечают аналитики IDC, всеобщие проблемы с поставками подтолкнули многих вендоров создавать сервисные подразделения, и этот тренд в ближайшие годы будет лишь развиваться и способствовать росту продаж носимой техники за счёт финансирования из средств сервисных служб.

Таблица 2. Топ-5 компаний на мировом рынке носимых устройств в 2021 г. (поставки в млн штук)

Компания

Поставки в 2021 г.

Доля рынка в 2021 г.

Поставки в 2020 г.

Доля рынка в 2020 г.

Годовая динамика

1. Apple

161.8

30.3%

151.5

34.1%

6.8%

2. Xiaomi

54.4

10.2%

50.8

11.4%

7.1%

3. Samsung

48.1

9.0%

40.1

9.0%

20.1%

4. Huawei

42.7

8.0%

34.0

7.6%

25.6%

5. Imagine Marketing

26.8

5.0%

10.2

2.3%

163.4%

Прочие

199.9

37.5%

158.2

35.6%

26.3%

Всего

533.6

100.0%

444.7

100.0%

20.0%

Источник: IDC, 9 марта 2022 г.