Аналитический центр GS Group* подготовил очередной отчет об импорте мобильных телефонов в Россию по итогам 9 месяцев 2021 г. Данный отчет публикуется ежеквартально. Ниже кратко приводятся основные данные по импорту мобильных телефонов.

· За девять месяцев 2021 г. импорт мобильных телефонов в Россию составил 32 млн штук (рост 2%, 9 мес. 2021 г. к 9 мес. 2020 г.). Доля смартфонов с расчетной ценой от 8 000 руб. на полках магазинов выросла до 70% (22,5 млн штук)а моделей стоимостью ниже 8 000 руб. составила 30% (9,6 млн штук).

· В нижнем сегменте (кнопочные мобильные телефоны и смартфоны до 8 000 руб.) поставки составили 9,6 млн штук (снижение на 1%, 9 мес. 2021 г. к 9 мес. 2020 г.). Стабилизация продаж дешевых смартфонов и рост кнопочных моделей происходят на фоне провального 2020 г. В целом в 2021 г. сохраняются долгосрочные тенденции падения всего нижнего сегмента на 15% в год, кнопочных мобильных телефонов — на 12% в год, а дешевых смартфонов — на 22% в год.

· Средний сегмент (смартфоны от 8 до 26 тыс. руб.) после нескольких лет роста застыл на месте. Суммарно на него приходится 62% всех смартфонов — 15,7 млн штук за 9 мес., из них 10,3 млн штук — это устройства до 18 тыс. руб.

· Лучше всех себя чувствует верхний сегмент. Импорт смартфонов от 26 тыс. руб. вырос за 9 мес. 2021 г. на 13% (9 мес. 2021 г. к 9 мес. 2020 г.) и составил 6,7 млн штук, т. е. 27% рынка смартфонов. Половину сегмента составляет Apple, другую половину — Samsung и Xiaomi. Импорт дорогих смартфонов растёт, кратко это можно объяснить так: в кризис бедные становятся беднее, богатые — богаче. Покупатели дешевых смартфонов вынуждены экономить, и расходы на новую модель становятся непомерной тратой. У потребителей верхнего сегмента таких проблем либо вовсе нет, либо стоимость смартфона составляет малую часть их расходов.

· Суммарная доля четырех лидеров российского рынка смартфонов — Samsung, Xiaomi, Apple и Realme — составляет 81% (вместе с Huawei и Honor — 83%), это уровень топ-4 2019 года, а ровно год назад она составляла 90%. За 9 мес. 2021 г. поставки четырех лидеров составили 20,4 млн штук (вместе с Huawei и Honor — 20,9 млн штук), что на 7% ниже уровня 2020 г. (9 мес. 2021 г. к 9 мес. 2020 г.). Другими словами, лидеры пока так и не восполнили уход с рынка компании Huawei. На прочие бренды приходится 17,2%, из них 9,3% в группе от 3 до 8 тыс. руб. (2,3 млн штук за 9 мес. 2021 года) и 8% — в группе от 8 тыс. руб. (2 млн штук).

· За 9 мес. 2021 г. поставки смартфонов Samsung в Россию составили 7,9 млн штук. Компания вернула 1-е место с долей на рынке смартфонов 31,1%. Основной объем поставок (76%) приходится на средний сегмент. Индия приходит в себя после пандемии, и доля индийской сборки у Samsung вновь растет: в 3-м кв. поставки с индийских заводов Samsung в Россию превысили 1,2 млн штук, а их доля в импорте Samsung в Россию достигла 41%. Импорт из Вьетнама в 3-м кв. составил 1,7 млн штук (55% поставок в Россию).

· По итогам 9 мес. 2021 г. Xiaomi занимает второе место с объемом 7,5 млн штук и долей рынка 29,8%, т. е. идет впритирку с Samsung. За год поставки компании выросли на 70% (9 мес. 2021 г. к 9 мес. 2020 г.). По итогам 2021 г. парк смартфонов Xiaomi в России перевалит за 25 млн штук, что еще в два раза ниже, чем у Samsung, но уже выше, чем у Apple. Структура поставок Xiaomi повторяет Samsung: 83% в среднем сегменте, где половина всего объема приходится на 4-ю группу (от 8 до 18 тыс. руб.) и 17% — в верхнем сегменте. Дистрибуцией Xiaomi успешно занимаются diHouse, «Марвел» и DNS. Их суммарная доля в поставках Xiaomi в Россию за 9 мес. 2021 г. составляет 90%, а летний проект прямой дистрибуции российская команда Xiaomi пока свернула.

· Импорт iPhone в Россию в 3-м кв. 2021 г. составил 1,2 млн штук, однако благодаря небывалому росту поставок в 1-м и 2-м кв. 2021 г. по итогам 9 мес. поставки смартфонов Apple в Россию выросли на 35 % (9 мес. 2021 г. к 9 мес. 2020 г.) — до 3,3 млн штук, а доля компании составляет 13,3%. Последний раз так долго доля Apple превышала 13% на рубеже 2017–2018 гг. По итогам 2021 года поставки Apple превысят 4,5 млн штук, что будет рекордом для компании в России, а общий парк iPhone достигнет 20 млн штук. Apple также начала поставки смартфонов из Индии, где ее партнер — компания Wistron собрала за 2021 г. для России 11 тыс. штук iPhone SE 2020.

· Четвертым лидером становится Realme, его поставки по итогам 9 мес. достигли 1,7 млн штук (год назад они были в четыре раза меньше), в итоге бренд вышел в России на четвертое место с долей 6,6%. Если смотреть отдельно 3-й кв. 2021 г., то с объемом 0,77 млн штук Realme и вовсе занимает 8,7% рынка. Доля российского рынка в мировых поставках Realme уже достигает 5%, что означает повышенный интерес вендора к российскому рынку. По итогам всего 2021 г. поставки Realme могут достигнуть 2,5 млн штук, что сопоставимо с суммарными поставками прочих брендов от 8 000 руб.

· Доля Huawei в поставках смартфонов по итогам 9 мес. 2021 г. составила 1% (263 тыс. штук), доля Honor — 1,1% (265 тыс. штук). При этом поставки Honor в Россию в 3-м кв. почти прекратились, хотя в Китае в 3-м кв. 2021 г. он занял 18% рынка. И в то же время поставки Huawei весь год упорно теплятся на уровне 30 тыс. штук в месяц, и появляются новые модели, несмотря на давление США на Huawei из-за 5G.

· Доля брендов Китая на рынке смартфонов составляет 49%, а по всему рынку мобильных телефонов, включая кнопочные, — 41%. Доля российских брендов по всему рынку мобильных телефонов выросла до 17%, однако поскольку в основном это кнопочные телефоны, то она не дает ни значительной выручки, ни задела на будущее и будет снижаться вместе с сокращением нижнего сегмента.

· Оборот российского рынка смартфонов за 9 мес. 2021 г. вырос на 24% и составил 762 млрд руб. (рыночные цены с учетом всех комиссий и НДС). Основная причина подъема — это рост объема поставок и средней цены iPhone (на 35 и 28%). Вторая причина — это замещение объема Huawei более дорогими смартфонами Xiaomi и Realme. Доля Apple в обороте рынка смартфонов в России выросла до 44%, Xiaomi — до 19,1%, доля Samsung снизилась до 24,4%.

«Российский рынок смартфонов возвращается к стандартной схеме „два + два“: два лидера с годовым объемом поставок по 10 млн штук: Samsung и ведущий китайский вендор (был Huawei, теперь Xiaomi), а во втором эшелоне Apple и альтернативный китайский вендор (Realme). Остальные 10% рынка — угасающие бренды или новые претенденты на место Realme. — комментирует руководство аналитического центра GS Group . — Эта схема отражает вкусы россиян на рынке смартфонов в виде трех сегментов, где 10–15% рынка (аудитория Apple) причисляет себя к элитарной экосистеме сервисов, даже если ими не пользуется, 30% рынка (аудитория Samsung) ищет максимальный функционал за свои деньги от проверенного производителя и, наконец, 40–50% рынка (аудитория китайских вендоров) выбирает широкий функционал и надежность за умеренные деньги. Остальные игроки (10–15%), в том числе и российские, не имеют уникального позиционирования и не влияют на рынок».