Компания IDC подвела итоги мирового рынка планшетов в четвертом квартале (4Q20) по 2020 г. в целом. Квартальный объем поставок достиг 52.2млн штук., что соответствует невероятному для этого сегмента росту — на 19.5%. Таких цифр рынок не показывал с 4-го квартала 2017 г., когда было продано 49.9 млн планшетов.

Однако в IDC полагают, что в долгосрочной перспективе рост рынка прекратится, так как слишком сильна конкуренция со стороны ноутбуков и смартфонов.

Первая пятёрка вендоров

Компания Apple снова возглавила список в первой пятёрке, увеличив поставки в период 4Q20 на 19.5% в годовом выражении и завоевав 36.5% всего рынка (см. табл. 1). В последние два квартала года компания выпустила новинки — iPad 10.2″ и iPad Air 10.9«, что и подстегнуло продажи в предпраздничном четвёртом квартале. И поскольку пандемия продолжалась и «удалёнка» оставалась основным видом обучения, за квартал в этот сегмент прошло несколько крупных отгрузок iPad’ов.

Компания Samsung сохранила свое второе место, показав годовой рост на целых 44.9%. За квартал компания поставила 10.1 млн планшетов, за весь 2020 г. — 31.3 млн штук (см. табл. 2). Samsung — по-прежнему крупнейший поставщик Android-планшетов категории slate, здесь у неё есть такие популярные модели как Galaxy Tab A и Galaxy Tab S6 Lite. А активное стремление компании сделать Android-планшеты более производительными в detachable форм-факторе помогло бренду стать ведущим среди Android-вендоров.

Третье место сохранила компания Lenovo, которая в период 4Q20 добилась роста в невероятные 120.6% в годовом выражении! Большая часть товарного предложения компании — это простые slate-планшеты; однако появились и detachable-модели, в частности Chromebook Duet, увеличившая поставки в этом классе на 2.5 п. п. Главные рынки Lenovo по части планшетов — это Западная Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион (кроме Японии).

Далее в четвёртом квартале следует Amazon.com , которая увеличила свои поставки планшетов на 7.6%. Для неё основным рынком являются США и в меньшей степени — Западная Европа. Компания выпускает относительно недорогие планшеты, в пандемию также росла популярность линейки планшетов для детей Fire Kids.

Замыкает пятёрку компания Huawei, у которой в последний квартал года поставки планшетов упали на 25.7%, что связано с санкциями США относительно неё. Компанию спасает лишь уверенное присутствие на планшетном рынке Китая.

Таблица 1. Топ-5 компаний на мировом рынке планшетов в период 4Q20 (поставки в млн штук)

Вендор

Поставки в 4Q20

Доля рынка в 4Q20

Поставки в 4Q19

Доля рынка в 4Q19

Годовая динамика

1. Apple

19.0

36.5%

15.9

36.5%

19.5%

2. Samsung

10.1

19.4%

7.0

16.0%

44.9%

3. Lenovo

5.6

10.7%

2.5

5.8%

120.6%

4. Amazon.com

3.6

6.8%

3.3

7.6%

7.6%

5. Huawei

3.3

6.3%

4.4

10.1%

-25.7%

Прочие

10.6

20.4%

10.5

24.1%

1.3%

Всего

52.2

100.0%

43.6

100.0%

19.5%

Источник: IDC, февраль 2021г.

За год в целом рынок планшетов также показал хороший рост, и Apple лидирует с очень весомым отрывом (табл. 2). Lenovo по году переместилась на четветую позицю.

Таблица 2. Топ-5 компаний на мировом рынке планшетов в 2020 г. (поставки в млн штук)

Вендор

Поставки в 2020 г.

Доля рынка в 2020 г.

Поставки в 2019 г.

Доля рынка в 2019 г.

Годовая динамика

1. Apple

53.2

32.5%

49.9

34.6%

6.7%

2. Samsung

31.3

19.1%

21.7

15.0%

44.4%

3. Huawei

16.0

9.8%

14.8

10.2%

8.5%

4. Lenovo

14.1

8.6%

8.5

5.9%

66.4%

5. Amazon.com

14.0

8.5%

13.0

9.0%

7.5%

Прочие

35.5

21.6%

36.7

25.4%

-3.2%

Всего

164.1

100.0%

144.5

100.0%

13.6%

Источник: IDC, февраль 2021г.

Аналитики также отмечают, что по сравнению с предыдущим кварталом стало продаваться больше detachable-моделей (см. рисунок). Они дают пользователю и большую гибкость, и большую продуктивность, и работать с ним проще, так что модели этой категории часто напрямую конкурируют с ноутбуками.

В четвёртом квартале поставки detachable-планшетов выросли на 27.9%, чему, в том числе, способствовал выход на рынок подобных новых моделей от Microsoft и Apple. Кроме того, такие модели активно покупали вместо ноутбуков, которые поступали на рынок с задержками. Но и поставки обычных плоских (slate) планшетов увеличились за квартал на 13.7% — потребители охотно брали их для фильмов, игр и прочих развлечений.

Годовая динамика продаж ноутбуков и планшетов разных классов

Источник: IDC, 2021 г.

Обозначения: светло-голубой ноутбуки, оранжевый — slate-модели, тёмно-синий — detachable-модели