Доля смартфонов стоимостью более 50 тыс. руб. на российском рынке по итогам января-августа 2020 г. достигла рекордных 30% в денежном выражении и 7% в штуках (1,4 млн устройств общей стоимостью около 100 млрд руб.). Это данные группы «М.Видео-Эльдорадо». Годом ранее доля таких смартфонов в денежном выражении составляла 23%.

В целом российский рынок смартфонов демонстрирует положительную динамику с июня, а по итогам восьми месяцев 2020 г. продажи выросли на 6,5% в натуральном и 13% в денежном выражении: всего было продано 20,2 млн смартфонов на сумму 342 млн руб.

Средняя стоимость одного смартфона за это время выросла на 6% и составила 16,9 тыс. руб.

По данным «М.Видео-Эльдорадо», повышенный спрос на дорогие смартфоны наблюдался еще весной. В первом квартале 2020 г. в России по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вдвое выросли продажи смартфонов дороже 100 тыс. руб. Ритейлеры объясняли этот рост обвалом рубля, из-за которого люди поспешили приобрести смартфоны по старым ценам. Если до середины марта около 60% смартфонов дороже 100 тыс. руб. покупали в кредит, то во второй половине месяца доля таких покупок сократилась до 30%, а остальные устройства покупали с полной оплатой.

Новый всплеск продаж ритейлер объясняет реализацией отложенного спроса после карантина. Покупатели все чаще выбирают производительные смартфоны, мощность которых позволит пользоваться устройствами два-три года. Кроме того, ассортимент флагманских смартфонов расширяется за счет появления новых устройств китайских компаний, но пока лидерами в этом сегменте остаются Apple и Samsung. В «М.Видео-Эльдорадо» считают, что к концу текущего года доля флагманских устройств на рынке может вырасти еще больше за счет выхода новинок, включая устройства с гибким дисплеем, и снижения цен на флагманы прошлых лет.

Аналитики отмечают, что за последние годы стоимость флагманских устройств на российском рынке выросла почти вдвое. Однако дорогие смартфоны покупаются на длительный срок, и с учетом программ подписок и рассрочек на год и больше ежемесячная стоимость владения устройством для пользователей фактически не изменилась в сравнении с ежегодной покупкой более дешевых устройств.