Агентство TelecomDaily провело исследование, посвященное востребованности услуг международного роуминга абонентами, являющимися их целевой аудиторией.*

Доля тех, кто использует роуминг для голосовой связи (совершил или принял хотя бы один звонок), сократилось до 66% опрошенных по сравнению 72,7% годом ранее; этот показатель откатывается к показателям 2016 года, когда голосом пользовалось лишь 57,8% абонентов. Причины очевидны: у большинства игроков голосовые опции за последнее время подорожали и/или стали доступны лишь совместно с пакетами интернета, что делает суточную абонентскую плату за такие опции достаточно высокой. При этом для звонков все чаще используются мессенджеры.

Прирост по использованию голосового роуминга обеспечила лишь компания Tele2 (68,4% против 65,6% годом ранее). Это объясняется тем, что компания запустила в течение последних 2 лет несколько новых регионов , вследствие чего подключила новых абонентов. Остальные компании показали обратное направление. Абоненты «Билайна»: их доля за год изменилась буквально в пределах статистической погрешности (77,0% против 77,9% соответственно); У «МегаФона» количество пользователей голоса сократилось с 80,1% до 76,5%.

Выросла доля «отказников» у МТС: голосом пользуется 59,1% абонентов против 66,1% годом ранее.

Мобильным доступом в Интернет в международном роуминге хотя бы однократно пользуется по-прежнему меньшинство абонентов, однако проникновение data-роуминга за последний год значительно увеличилось: с 27,3% до 36,6% выезжающих. Для сравнения, в 2016 году таких было 15,9%, в 2014 году лишь 5,2%, а в 2012 году 2-3% в зависимости от страны. Как и ранее, лидерами по проникновению услуги являются «Билайн», у которого доля выросла до значения 39,9% против 38,7% годом ранее и «МегаФон», который увеличил проникновение data-роуминга с 28 до 39,9%;

У МТС проникновение выросло с 22,9 до 34,3%. А лучший рост демонстрирует Tele2: проникновение data-роуминга выросло c 12,6% до 32,6%.

При этом, как и в прошлом году, свыше 97% абонентов пользовались хоть каким-то интернетом за рубежом: то есть, те 63,6% выезжающих, кто ни разу не использовал data-роуминг, покупали местные либо туристические SIM-карты, либо пользовались Wi-Fi в кафе, отелях и других общественных местах, в том числе для голосовых звонков, в первую очередь исходящих.

Выросла осведомленность абонентов о существовании тарифных опций; она составляет 90,8% против 78,7% годом ранее: именно столько абонентов знает о том, сколько стоит роуминг (изучали цены заранее или прочитали SMS от оператора по прилету).

У «Билайна» осведомленность об опциях составляет 93,4% против 82,2% годом ранее, у МТС 90,5% против 81,5% годом ранее, у «МегаФона» 89,9% против 80,3%, у Tele2 88,4 против 53,5%.

Удовлетворенность уровнем сервиса

Большинство воспользовавшихся услугой международного роуминга абонентов осталось довольны своим опытом: этот показатель вырос в целом по отрасли с 70,6 до 73,1%: именно столько людей из тех, кто пользовался роумингом, сообщили, что были удовлетворены стоимостью и качеством услуг. Наилучший индекс удовлетворенности продемонстрировал «Билайн» (83% против 79,6% годом ранее). Активно используется услуга «Безлимитный интернет в роуминге» и 1 Гб за 99 рублей.

Количество удовлетворенных абонентов «МегаФона» увеличилось с 72,2% до 82,9%, благодаря расширению списка стран и автоматическому подключению опции «Роуминг, гудбай» и отсутствию необходимости ее отключения при возвращении. А если услуги роуминга не нужны, то существует возможность запрета на gprs роуминг. Это позволило показать самый большой прирост среди всех игроков рынка.

Хорошую динамику показал МТС: рост с 62,4% до 72,4%. Несколько продвинутых абонентов даже отметили в качестве преимущества услугу Wi-Fi Calling, позволяющую экономить на роуминге при наличии подключения Wi-Fi. У Tele2 количество довольных абонентов выросло с 66,3 до 72,2%. Они отмечают удобство интернет-опций (много трафика без ограничения скорости) и низкую цену голосовых вызовов, не требующих покупки пакетов, что удобно для малоговорящих абонентов.

* Исследование проводилось в мае 2019 г. в зонах прилета международных аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга. Пассажирам, возвращающимся из зарубежных поездок, были заданы вопросы об использовании мобильной связи в завершившейся поездке.

Общий размер выборки составил 1753 респондента, из которых 632 абонента МТС, 467 абонентов «МегаФона», 439 абонентов «Билайна» и 215 абонентов Tele2. Некоторые абоненты пользуются двумя и более сим-картами, поэтому при анализе данных учитывалось, какой из сим-карт абоненты пользовались за рубежом; количество пользователей сразу нескольких сим-карт для разных услуг оказалось статистически незначимым. Распределение абонентов по операторам приблизительно соответствует их средним рыночным долям в двух регионах.