По данным аналитической компании ITResearch, двузначные темпы роста продаж на российском рынке принтеров и настольных МФУ, отмеченные в начале текущего года, во втором квартале существенно замедлились, а в третьем квартале сменились их падением.

Всего за этот период было продано 575 тыс. устройств, что на 4.1% меньше, чем за аналогичный период 2017 г. В денежном отношении объем рынка сократился еще больше, на 12.8%, составив 121.3 млн долл.

В лазерном сегменте продажи в течение года увеличивались, однако в третьем квартале они начали отставать по темпам роста от прошлогодних показателей, и за июль — сентябрь лазерных принтеров и настольных МФУ было продано почти на 2% меньше, чем годом раньше.

В струйном сегменте динамика продаж больше соответствовала сезонному фактору, показав снижение во втором квартале, а в третьем отставание по количеству проданных устройств от прошлогодних показателей возросло до 9%, главным образом за счет снижения продаж струйных принтеров и МФУ начального уровня. Основной точкой роста в этом сегменте продолжают оставаться модели струйников, ориентированные на бизнес-приложения, продажи которых в третьем квартале возросли (год к году) больше чем вдвое.

В лазерном сегменте в третьем квартале было продано 400.7 тыс. принтеров и настольных МФУ, причем снижение этого показателя по сравнению с прошлогодним целиком пришлось на однофункциональные принтеры (-6%), в то время как лазерных МФУ было продано на 1% больше.

Одним из устойчивых трендов в структуре лазерного сегмента, который наблюдался и в третьем квартале, оставался рост продаж и, соответственно, рыночной доли высокопроизводительных монохромных принтеров и настольных МФУ (свыше 30 стр./мин). Так, по итогам квартала, такие модели составили около трети всех проданных лазерных устройств, хотя темпы их экспансии несколько замедлились.

Однако наиболее заметные изменения происходили в категории монохромных лазерных устройств начального скоростного уровня (до 20 стр./мин). За последние два года продажи и рыночная доля этого подсегмента заметно уменьшились, что было вызвано, в частности, сокращением продуктового предложения в этой, самой массовой, скоростной категории принтеров и настольных МФУ. Но в текущем году ситуация кардинально изменилась и, хотя в первом квартале темпы роста продаж этих моделей все еще были отрицательными, во втором их было продано больше на 20%, а в третьем — на 60%, чем годом раньше (при этом динамика продаж персональных принтеров во втором квартале была выше, чем МФУ, а в третьем принтеры и МФУ сравнялись по этому показателю). Соответственно, вновь заметно выросла и доля этого подсегмента, составившая по итогам третьего квартала около 30%. Одной из главных причин возвращения интереса потребителей к устройствам начального уровня можно считать их невысокую цену, которая становится приоритетной в условиях снижения платежеспособного спроса и возросшей неопределенности в развитии бизнеса компаний.

В цветном сегменте продажи и принтеров, и МФУ в 3-м квартале возросли, хотя по темпам роста отставали от динамики первой половины года. Судя по всему, здесь также сказались бюджетные ограничения у потребителей, замедлившие продвижение цвета в офис.