По данным исследования компании GfK, публикация которого приурочена к старту крупнейшего мероприятия Европы в сфере потребительской электроники – IFA 2018 в Берлине, в первом полугодии 2018 г. глобальные** продажи на рынке телевизоров составили €45 млрд. Это на 1% больше, чем годом ранее. Позитивную динамику рынку придал интерес потребителей к Чемпионату мира по футболу в России. Ожидается, что по итогам всего 2018 г. глобальные** продажи составят 238 млн устройств, что означает рост на уровне 2% по сравнению с 2017 г. Основными точками роста сейчас являются премиальные модели c максимальным качеством изображения, сегмент умных телевизоров с функцией выхода в Интернет, а также восстановление продаж на развивающихся рынках.
Среди регионов мира наибольший вклад в рост рынка телевизоров сделали страны Латинской Америки. По данным GfK, этот регион обеспечил 25% прироста продаж в денежном выражении в 1-м полугодии 2018 г. На долю региона, который успешно восстановился после значительных потерь в предыдущие годы, сейчас приходится порядка 11% глобальных продаж телевизоров. В странах Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона динамика продаж варьируется от - 5% до +4%. В России рост оборота данной категории составил +12%.
В первой половине года модели с экранами более 50 дюймов обеспечили половину денежного оборота всех глобальных продаж телевизоров. Цена на такие модели может превышать €4,000. Представителями этого премиум-сегмента являются устройства c высококонтрастными экранами HDR-стандарта и OLED-дисплеями. OLED-сегмент показал рост 100% в денежном выражении. Самый большой вклад в рост OLED-дисплеев внесла Западная Европа, но в целом практически во всех регионах темпы его развития выражены трехзначными цифрами. Аналитики ожидают приход новых производителей в этот сегмент во второй половине года, что придаст рынку еще больше позитивной динамики. Если говорить о стандартах разрешения, то на подъеме доля моделей с разрешением 4K, но на IFA 2018 будут показаны первые 8K-модели.
Обратная сторона этой тенденции состоит в том, что UHD-разрешение и большие экраны увеличивают энергопотребление. В Европе в первые 6 месяцев 2018 г. лишь 33% продаж всех телевизоров имели класс энергоэффективности A+, и доля их снижается. Продажи моделей класса A++ все еще незначительны.
Рост популярности онлайн кинотеатров и падение интереса молодой аудитории к линейной трансляции ТВ-программ привели к тому, что функция смарт-ТВ стала стандартом при покупке ТВ. С января по июнь 2018 г. на долю умных телевизоров приходится порядка 85% глобальных продаж в денежном выражении, тогда как в 2017 г. их доля составляла 79%. На региональном уровне, в Латинской Америке доля смарт-ТВ одна из самых высоких, в 1-м полугодии 2018 она была более 90%; Ближний Восток, Африка и Россия отстают, – на долю смарт-ТВ здесь приходилось порядка 66% продаж в денежном выражении.
Следующая ступень эволюции телевизоров – ТВ с голосовым контролем. Все больше производителей заходят в этот сегмент, но далеко не все телевизоры имеют встроенный голосовой помощник, – многие производители полагаются на внешние смарт-устройства для голосового управления телевизором. Время покажет, окажется ли победителем внешнее голосовое управление ТВ или же это пока промежуточный этап развития технологий.
По итогам первого полугодия 2018 на онлайн-канал приходилось 18% глобальных продаж, в 2017 г. эта цифра составляла 15%. Доля онлайн-продаж в России выросла вместе с рынком – с 16% в 2017-м до 18% в 2018 г. Ввиду общего размера рынка, наиболее значимый оборот онлайн-продаж приходится на Западную Европу и развивающиеся страны Азии, в которых 17 и 22% оборота рынка телевизоров соответственно зарабатывается на продажах через Интернет.
На зрелых рынках растущая значимость интернет-канала уже сместила сезонный пик продаж, в России же это еще не произошло. Если смотреть данные в целом по миру, еще в 2015 г. наблюдался выраженный пик в период Рождества, но уже начиная с 2016 г. всплеск сезонного спроса сместился на ноябрь, что стало результатом таких инициатив онлайн-ритейлеров, как Черная пятница и подобных им агрессивным промо. Сдвиг пика продаж проявляется особенно ярко на рынках с большой долей онлайн-ритейла и формируется под воздействием их промо-календаря. Однако в годы проведения крупных футбольных соревнований (таких, как Чемпионат мира по футболу в России в этом году) пик продаж смещается на май и июнь. И пока это правило продолжает действовать.
* На базе ритейл-панели GfK собирает данные о продажах телевизоров и другой бытовой техники и электроники в более 70 странах мира. Ритейл панель GfK насчитывает более 425,000 ритейлеров и покрывает 120 различных каналов продаж.
** Данные ритейл-панели GfK (70 стран) и оценка GfK по Северной Америке.