Согласно отчету IDC Russia Cloud Service Market, в 2016 г. облачные услуги стали одной из самых динамичных областей ИТ-рынка в России. Общий объем рынка, включая публичные и частные облака, достиг 422,11 млн долл., что на 20,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля публичных облаков составила 86,8% от общего объема.
Как и в предыдущие периоды, наибольшую долю на рынке облаков заняла категория SaaS (программное обеспечение как услуга) — 63,4%, за которой следует IaaS (инфраструктура как услуга) и PaaS (платформа как услуга) с долями рынка 28,3 и 8,3% соответственно.
Такие отрасли экономики, как розничная и оптовая торговля, финансовые услуги, производство, а также предоставление профессиональных услуг стали лидерами по потреблению облачных услуг. На их долю пришлось в сумме более 50% всех предоставленных облачных услуг в 2016 г. При этом отмечены изменения в структуре потребления облаков в России. Крупные и очень крупные организации стали играть более весомую роль в потреблении облачной инфраструктуры. Проекты, связанные с аналитикой больших данных и интернетом вещей, стали одними из ключевых факторов роста рынка облаков.
IDC прогнозирует, что общий объем рынка, связанный с облачными услугами (как публичными, так и частными), продолжит траекторию роста в 2017 г., увеличившись на 11,8% в годовом исчислении в долларах США. IaaS станет самой быстрорастущей категорией на российском рынке облачных услуг в 2017 г. Реализация идеи цифровой экономики, поддерживаемой государством, станет серьезным фактором, способствующим расширению сферы применения облачных услуг для автоматизации деятельности предприятий, и будет способствовать позитивной динамике рынка облаков. В результате в 2021 г. объем рынка достигнет значения 696,18 млн долл.
Опыт глобальных игроков показывает, что локализация облачных сервисов, т. е. оказание услуг с экономической территории РФ силами российских сотрудников, зачастую позволяет успешно интегрироваться в процесс импортозамещения и эффективно развивать бизнес в России. В этой ситуации локальные поставщики могут встретить более жесткую конкуренцию со стороны глобальных игроков, присутствующих на Российском рынке. Чтобы успешно конкурировать за российского потребителя, им придется уделять больше внимания вопросам стандартизации, самообслуживания, а также расширению возможностей своих продуктов.