Как показало недавнее исследование рынка «интернета вещей», проведенное компанией iKS-Consulting, на текущий момент в России IoT-решения и близкие к ним решения по удаленному автоматизированному управлению пока имеют минимальное распространение.

При этом резко выделяется роль государственного сектора (В2G), представленного решениями «умного города» и частично внедрениями телематических решений на транспорте. Согласно оценкам iKS-Consulting, сегмент B2G генерирует более 80% всех доходов российского рынка IoT (рис. 1). Помимо прямого спроса на решения со стороны государственного сектора, государство также играет заметную роль в стимулировании развития IoT в качестве регулятора. К примеру, в розничной торговле распространению различных IoT-решений способствуют такие нормативно-правовые изменения, как поэтапное внедрение системы маркировки товаров, изменения в правилах отображения цены, реформа использования контрольно-кассовых аппаратов и т. д.

Рис. 1. Структура рынка технологий «интернета вещей» в России, 2016 г.

Источник: iKS-Consulting

В государственном секторе большая часть решений внедряется в сегментах общественной безопасности, транспорта и коммунальной инфраструктуры. Государство стимулирует распространении технологий «интернета вещей» через государственные программы цифровизации и автоматизации управления городской инфраструктуры.

Сегмент «умный город» определяют следующие программы:

- программы внедрения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» для улучшения общественной безопасности и охраны порядка в городах;

- программы развития интеллектуально-транспортной сети (ИТС) для управления городской транспортной сетью и транспортными потоками;

- программы улучшения энергоэффективности в коммунальной энергетике.

В 2016 г. общий объем финансирования программ развития «умного города» вырос на 6,4% по сравнению с предыдущим годом, превысив 45 млрд руб. Рост произошел прежде всего благодаря увеличению финансирования системы «безопасного города» в Санкт-Петербурге, а также вследствие резкого увеличения финансирования программ развития интеллектуальных транспортных сетей в регионах. При этом рост финансирования обеспечивается в основном за счет региональных и муниципальных бюджетов, а не федеральных.

Рис. 2. Объем рынка решений «умного города» в России

по основным сегментам, 2014-2020П (млрд руб., %)

Источник: iKS-Consulting

Развитие аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» на сегодняшний день является крупнейшим сегментом рынка «умного города» России (см. рис. 2), составляя около 82% всех финансовых средств (около 37 млрд. руб. в 2016 г.) При этом свыше половины финансирования в сегменте «Безопасного города» было направлено на развитие московской системы, которая на 85% была профинансирована за счет столичного бюджета.

В сегменте интеллектуально-транспортных сетей (ИТС) в 2016 г. общее финансирование составило, по оценкам iKS-Consulting, свыше 5 млрд руб. При этом московский бюджет составлял значительно меньшую часть общего объема средств, поскольку основная часть средств была получена в предыдущие годы.

Финансирование решений «умного города» через программы энергоэффективности остается незначительным – всего около 3 млрд руб. в 2016 г. Основная часть проектов связана с модернизацией систем уличного освещения, чаще всего осуществляемых по схеме энергосервисного контракта. Вследствие ограниченности государственного финансирования в данном сегменте наиболее перспективной является именно эта модель, при ней модернизация объектов осуществляется за счет заказчика и в счет достигнутой в ходе реализации проекта экономии.