Согласно результатам исследования* «Перспективы российских IT-разработок на глобальном рынке», инициированного компанией SAP СНГ, совокупная экспортная выручка российских производителей программного обеспечения за прошлый год выросла на 18,8%, а в 2017 г. ожидается рост на 15,4%.

Опрос показал, что 72% компаний находятся в процессе создания экспортных продуктов либо уже имеют готовые решения. Еще 20% планируют свое присутствие на международном рынке в ближайшие 2–3 года.

В данный момент отечественные разработчики ПО следуют мировым трендам, разрабатывая для выхода на другие рынки технологии в таких областях, как искусственный интеллект и машинное обучение, интернет вещей, средства анализа больших данных, нейронные сети, компьютерное зрение и т. д. Интересно, что экспортно-ориентированные продукты опрошенных компаний только в 60% случаев совпадают с их основными направлениями разработки в России.

Среди стран, где планируется открыть офисы продаж, лидируют США и Канада (см. рисунок).


При этом IT-компании с годовым оборотом до 15-20 млн долл. (а таких в России 97-98%, согласно данным РУССОФТ) оценивают порог входа на зарубежные рынки как довольно высокий. В числе основных сдерживающих факторов респонденты выделили:

· Ограниченный доступ к финансовым ресурсам (венчурный капитал, льготное кредитование) — 52% респондентов отметили нехватку средств на маркетинг, еще 33% указали на недостаток финансирования перспективных разработок.

· Недостаток компетенций для продвижения своих решений за рубежом, в том числе слабые маркетинг и продажи.

· Специфичность российского рынка и необходимость существенно адаптировать российские решения и стандарты для зарубежных заказчиков.

Из благоприятных факторов для экспорта выделяют, например, низкую стоимость производства и рабочей силы в России, наличие хорошо подготовленных кадров и глубокую интегрированность в мировую среду разработчиков ПО.

В большей степени ориентированы на экспорт компании, взаимодействующие с крупными международными корпорациями (64% опрошенных). Среди основных выгод такого партнерства отмечают наличие экспертизы в разработке и коммерциализации бизнес-решений, имиджевую поддержку и развитые инструменты продвижения и продаж. Почти все компании с опытом такого сотрудничества (91%) заявили, что уже имеют или разрабатывают перспективные решения для глобального рынка.

Помимо общей оценки экспортного потенциала, важной целью исследования было дать практические советы и рассказать о возможных способах выхода на зарубежные рынки. — Например, крупные международные игроки заинтересованы в партнерстве с местными производителями и могут предоставить свои ресурсы для продвижения перспективных решений, что в ряде случаев может оказаться самым простым выходом.

В финальный отчет вошли рекомендации более 30 экспертов IT-индустрии. При выборе перспективных направлений эксперты советуют фокусироваться на более узких и технологически сложных нишах, что позволит использовать сильные стороны российских разработчиков — хорошую математическую подготовку, способность создавать сложные продукты и нестандартные решения. В ряду наиболее перспективных ниш для экспорта были названы:

· Платформенное и инфраструктурное ПО (порталы, информационная безопасность, middleware) — платформы разработки бизнес-приложений, портальные и интеграционные решения, продукты в области информационной безопасности и управления IT-инфраструктурой, решения в области high performance computing и инфраструктуры больших данных.

· Инженерное и научное ПО — сегмент сложного математического, симуляционного и научного программного обеспечения, в том числе решения в области искусственного интеллекта, распознавания образов, компьютерного зрения, моделирования сложных физических процессов и т. д.

Все эксперты отмечают важность локального присутствия на зарубежных рынках и непосредственного контакта с потенциальными клиентами, а также необходимость четко позиционировать свои конкурентные преимущества и глубоко понимать потребности целевого заказчика. Что касается выбора конкретных стран, эксперты рекомендуют обратить внимание на «нетрадиционные» рынки, включая страны БРИКС, Азии, Латинской Америки. При этом многие эксперты считают, что рост продаж за рубежом будет продолжаться существенными темпами — до 20-30% в год.

* Исследование проводилось при поддержке Аналитического центра при Правительстве РФ, некоммерческого партнерства «РУССОФТ» и Ассоциации Брокеров Инноваций и Технологий (АБИТ). Анализ результатов строился на основании данных двух опросов, один из которых был организован по инициативе SAP, а второй проведен в рамках ежегодного исследования российской IT-индустрии НП «РУССОФТ». Кроме того, в рамках исследования проводились глубинные интервью с ведущими экспертами и лидерами мнений российской IT-индустрии, в результате которых были подготовлены рекомендации как для самих предприятий (в каком направлении развиваться и как решать типичные проблемы), так и для Правительства Российской Федерации и институтов развития (как стимулировать и ускорить развитие экспорта российского ПО). В рамках исследования было опрошено 239 компаний, заинтересованных в экспортных разработках для бизнеса.