Согласно исследованиям фирмы IDC, в 1-м кв. 2017 г. мировой объем продаж шлемофонов с поддержкой функционала дополненной реальности (Augmented Reality, AR) и виртуальной реальности (Virtual Reality, VR) продолжил бурный рост и достиг 2,3 млн единиц. В связи с грядущим выпуском во втором полугодии 2017 множества новых подобных устройств компания прогнозирует трехзначные темпы роста продаж за весь нынешний год в целом.

По оценкам аналитиков, более 98% из проданных в 1 кв. 2017 г. устройств составляют шлемофоны с поддержкой VR, причем около двух третей из них представляют собой безэкранные просмотровые решения типа Daydream View от Google или Gear VR компании Samsung. На связанные (неавтономные) VR-шлемофоны (такие, как Vive производства HTC, Rift фирмы Oculus и PSVR от Sony) пришлась треть сегмента VR-устройств.

Аналитики считают, что главной проблемой этого рынка, который пока еще очень молод, станет не расширение номенклатуры устройств, а очень медленное пополнение доступного для массовой аудитории контента, а также несогласованность, связанная с отсутствием кросс-платформенной поддержки.

Сегмент AR-устройств, по данным IDC, показал погодовой рост примерно 77,4%, поскольку на рынке появляются все новые продукты. Расширяется и география спроса на AR-шлемофоны среди потребителей, которые уже оценили привлекательность дополненной реальности, испробовав этот функционал на своих камерах и экранах таких мобильных устройств, как смартфоны и планшеты.

Рейтинг компаний мирового рынка AR/VR-устройств в 1 кв. 2017 г. выглядит следующим образом. Лидирует компания Samsung (см. таблицу) с устройством Gear VR, хотя она единственная из первой пятерки показала небольшое снижение годовых продаж. Однако снижение, вероятно, будет временным (возможно, оно связано с отсутствием в флагманской линейке модели Note), так как у Samsung широкая дистрибуторская сеть и тесное партнерство с фирмой Oculus.

Вторая позиция у Sony, которая вышла на рынок со шлемофоном PlayStation VR только пару кварталов назад. Компания поддерживает собственную VR-экосистему, включающую шлемофон, игровую консоль и контент. В краткосрочной перспективе Sony, вероятно, останется в лидирующей группе производителей благодаря большой инсталляционной базе PlayStation 4s и поддержке высокобюджетных ААА-игр.

На третьем месте фирма HTC c устройством Vive верхнего ценового сегмента. Данное устройство отличает наличие контроллера движения и отслеживание перемещений в масштабе помещения. Особый успех устройства HTC имеют в коммерческом использовании, например в VR-кафе, которые стали очень популярны в странах Азии.

Четвертое место у Facebook с премиум-продуктом Oculus Rift, хотя последние несколько месяцев у компании были сбои в области розничных продаж. Однако, учитывая оснащение устройства сенсорным контроллером, улучшенной системой отслеживания в масштабе помещения и снижение цены с 599 до 499 долл., VR-система Oculus, по мнению IDC, останется в лидерах.

Бренд TCL поставляет VR-шлемофон производства Alcatel, связанный со смартфоном Alcatel Idol 4/s. Несмотря на значительный объем продаж, у компании возникли сложности из-за ограничений платформы, что в основном относится к существующим приложениям Cardboard и Littlstar (приложения, игры и видео для VR-шлемофонов Alcatel). Отсутствие управления контентом, ограниченная сеть дистрибуции и слабая совместимость могут поколебать положение TCL/Alcatel в рейтинге уже в ближайшие кварталы.

Мировой рейтинг вендоров по поставкам AR/VR-устройств в 1 кв. 2017 г.

Компания

Объем продаж, 1кв.17, тыс. шт.

Доля рынка, 1 кв.17,%

1. Samsung

489.5

21.5

2. Sony

429.0

18.8

3. HTC

190.9

8.4

4. Facebook

99.3

4.4

5. TCL

91.3

4.0

Остальные

980.0

43.0

Рынок в целом

2280.0

100.0

Источник: IDC, июнь 2017 г.

Примечания:

  1. В таблице представлены только продажи AR- и VR-устройств. Любые дополнительные программные продукты, сервисы или компьютерные устройства (ПК, игровые консоли, смартфоны и т.п.) в данные не включены.
  2. Продажи упрощенных шлемофонов без применения какой-либо встроенной технологии не учтены. Примером таких устройств могут служить Google Cardboard и другие устройства типа Cardboard.