Российский рынок широкополосного доступа в Интернет в 1-м квартале 2017 г. продолжает расти, однако очень медленными темпами – менее процента в сравнении с последним кварталом прошлого года. Об этом говорится в исследовании компании «ТМТ Консалтинг».

Количество абонентов широкополосного доступа в Интернет на массовом рынке России составило 31,6 млн, а проникновение – 56%. Таким образом, прирост числа абонентов за прошедший квартал составило 0,7%: кварталом ранее абонентская база равнялась 31,4 млн пользователей. Объем рынка ШПД, по оценкам аналитиков, достиг 32,3 млрд руб. При этом ARPU снизился на 2 руб. до 342 руб./месяц.

Лидером по объему абонентской базы в России остается «Ростелеком», ему принадлежат 37% рынка. Однако по приросту базы абонентов «Ростелеком» занял лишь четвертое место в топ-5 операторов ШПД: у него прирост составил всего 1%.

Догнать «Ростелеком» по доле на рынке вряд ли скоро кто-то сможет. «ЭР-Телекому», занимающий второе место по этому показателю, принадлежат лишь 10% рынка, хотя по приросту он находится на первом месте. За квартал этот оператор увеличил свою абонбазу на 6,7%. Связано это было с приобретением крупного сибирского провайдера «Новотелеком».

Также в топ-5 по объему абонентской базы входят МТС с 9%, «ВымпелКом» с 7% и ТТК с 5%. При этом оператор ТТК увеличил свою абонбазу на 1,6%, МТС – на 1,2% ,а «ВымпелКом» – лишь на 0,5%.

Структура абонентской базы по операторам (Россия)

Источник: «ТМТ Консалтинг»

В Москве лидером по доле рынка является МТС (МГТС), которому принадлежат 32% рынка. На втором месте «Ростелеком» с 20%, на третьем – АКАДО с 16%. Также в топ-5 выходят «ВымпелКом» с 13% и «МегаФон» с 9%.

По приросту абонентской базы в Москве лидером, согласно «ТМТ Консалтинг», стал «Ростелеком», увеличивший абонбазу на 0,6 %. За ним следует МТС с 0,4%. У «ВымелКома» и «МегаФона» роста числа абонентов за квартал не было,»%, а АКАДО потерял 1% абонбазы.

Структура абонентской базы по операторам (Москва)

Источник: «ТМТ Консалтинг»

Аналитики «ТМТ Консалтинг» уверены, что в ближайшее время основным источником роста для операторов в крупных городах останется перетекание абонентов от конкурентов, а не привлечение новых абонентов. При этом конкурировать игроки рынка будут преимущественно ценой. Так как возможности органического роста будут ограничены, положение отдельных локальных игроков на рынке ухудшится. В связи с этим сохранится активность операторов в сфере объединений и поглощений (M&A).

Также будет наблюдаться эволюция конвергентных предложений: от пакетирования услуг фиксированной связи операторы продолжат переходить к конвергенции фиксированных и мобильных услуг.