В 1-м квартале 2017 г. (1Q17) мировой рынок планшет, согласно данным IDC, еще раз сократился. Объем поставок упал до 36.2 млн штук, что соответствует снижению в годовом исчислении на 8.5%. Это уже десятый квартал подряд, когда рынок планшетов испытывает сокращение в годовом исчислении, причем предыдущие пять кварталов показатель падения измерялся двузначным числом.

На рынке планшетов выделяются две различные продуктовые категории, которые развиваются в очень разных направлениях. Поставки устройств с отделяемой клавиатурой, которые IDC называет detachable-планшетами, в основном продолжают расти. Некоторые из этих устройств быстро выросли в размерах и стали напоминать продукты, которые IDC относит к традиционным ноутбучным ПК (или к лаптопам).

К другой категории относятся простые планшеты (в них нет отстегивающейся клавиатуры). Здесь пик отгрузок пришелся на 2014 г., а сейчас фиксируется крутое падение, причем в IDC полагают, что оно продолжится.

Позиции вендоров

Компания Apple остается лидером в 1Q17, хотя уже 13-й квартал подряд её поставки планшетов снижаются в годовом исчислении. Частично негативные показатели на этом рынке аналитики связывают с успехами в других продуктовых линейках Apple. 2016-й был первым полным годом присутствия на рынке линейки моделей iPad Pro, включающей более доступную по цене модель с 9.7-дюймовым экраном. Этот продукт быстро вывел Apple в лидеры сегмента detachable-планшетов, и, по мнению IDC, компания сохранит лидерство в этом сегменте рынка.

Компания Samsung сохранила вторую позицию на рынке, хотя продажи несколько снизились (см. таблицу). Как и Apple, компания продолжает мигрировать в направлении сегмента detachable-планшетов представив на конгрессе в Барселоне три новые модели этого класса. Отмечается, что у Samsung в этом сегменте множество моделей на Windows 10, что неудивительно, поскольку отрасль в целом уделяет внимание этим решениям.

Из топ-5 компаний только китайская Huawei в период 1Q17 показала рост, причем весьма внушительный. Как и Samsung, компания в своем планшетном портфолио постепенно мигрирует от простых Android-моделей к detachable-устройствам на базе Windows. И такой микс устройств явно хорошо работает.

Американская Amazon.com продолжает флуктуировать, то попадая в первую пятерку, то выбывая из нее, на поставках в основном Kindle Fire по очень агрессивно низким ценам. Похоже, компания не подвержена названным выше структурным изменениям на рынке и придерживается собственной стратегии.

Компания Lenovo завершает список топ-5 на рынке. Аналитики отмечают наилучшую позицию компании с точки зрения канальной стратегии для развития планшетного бизнеса. В IDC ожидают, что многие из ее успешных моделей ноутбуков перекочуют в сегмент планшетов категории detachable.

Топ-5 компаний на мировом рынке планшетов* в период 1Q17 (отгрузки в млн штук)

Компания

Поставки в 1Q17

Доля рынка в 1Q17

Поставки в 1Q16

Доля рынка в 1Q16

Годовая динамика

1. Apple

8.9

24.6%

10.3

25.9%

-13.0%

2. Samsung

6.0

16.5%

6.0

15.2%

-1.1%

3. Huawei

2.7

7.4%

2.0

5.1%

31.7%

4. Amazon.com

2.2

6.0%

2.2

5.6%

-1.8%

5. Lenovo

2.1

5.7%

2.2

5.5%

-3.8%

Прочие

14.4

39.8%

16.9

42.7%

-14.7%

Всего

36.2

100.0%

39.6

100.0%

-8.5%

Источник: IDC, 4 мая 2017 г.

* Примечания:

• Рынок планшетов включает простые планшеты и detachable-планшеты.

• Данные предварительные и могут быть изменены