Согласно опубликованным данным IDC, глобальный рынок планшетов* продолжил стремительное падение. Четвертый квартал 2016 г. (4Q16) стал девятым по счету последовательным кварталом, когда отмечено падение продаж планшетов. По предварительным данным IDC, вендоры в этот период отгрузили на мировой рынок 52.9 млн планшетов, что на 20.1% меньше, чем в тот же период годом ранее (см. табл. 1). А за весь 2016 г. было поставлено 174.8 млн штук, что означает снижение на 15.6% относительно 2015 г., рынок падает второй полный год подряд.

Вендоры постоянно говорят о расширении продуктового предложения по моделям планшетов с отстегивающейся клавиатурой (detachable), но в настоящий момент больше разговоров, чем дела. В итоге в этом сегменте продолжают доминировать Apple и Microsoft. По мнению аналитиков IDC, множество новинок класса detachable во втором полугодии 2017 представят на рынке OEM-производители ноутбуков и вендоры, играющие в основном на смартфонном рынке.

Планшеты класса detachable в четвертом квартале старались усилить свои позиции в качестве флагманских продуктов. На рынке все больше устройств класса 2-в-1, однако различие в соотношении цена/производительность между устройствами классов detachables и convertibles начало сокращаться, а это, в свою очередь, усилило конкуренцию между ними, что привело к ослаблению роста detachable-планшетов. Однако в IDC полагают, что это временное явление.

Таблица 1. Показатели топ-5 вендоров на мировом рынке планшетов, 4Q16, млн шт.


Вендор

Отгрузки в 4Q16

Доля рынка в 4Q16

Отгрузки в 4Q15

Доля рынка в 4Q15

Годовая динамика

1. Apple

13.1

24.7%

16.1

24.3%

-18.8%

2. Samsung

8.0

15.1%

9.0

13.6%

-11.4%

3.Amazon.com

5.2

9.7%

5.2

7.8%

-0.6%

4. Lenovo

3.7

7.0%

3.2

4.9%

14.8%

5. Huawei

3.2

6.0%

2.2

3.4%

43.5%

Прочие

19.8

37.4%

30.5

46.0%

-35.1%

Всего

52.9

100.0%

66.2

100.0%

-20.1%








Источник: IDC, февраль 2017 г., предварительные результаты

Ситуация по вендорам

Apple’s пока лидирует на рынке планшетов, но в связи с общим ослаблением на рынке поставки компании в 4Q16 также упали существенно — на целых 18.8%. Основные продажи отмечены по моделям iPad Air 2 и Mini, на линейку iPad Pro пришлась только малая часть всех поставок планшетов компании Apple. На каждые 10 продаж компактных планшетов Apple был продан лишь 1 планшет iPad Pro.

Samsung сохранила вторую позицию, увеличив свою долю рынка, однако при этом поставки в годовом исчислении также значительно сократились (см. табл. 2). Наиболее успешно продавались модели Samsung Tab S2 и Tab A.

Благодаря планшетам Fire, которые еще подешевели, компания Amazon сохранила третье место на мировом рынке в период 4Q16, однако в годовом исчислении все-таки зафиксировано небольшое снижение.

Lenovo — одна из двух вендоров первой пятерки, кто показал рост за квартал. Компании даже удалось увеличить долю рынка на 2.1 п. п. относительно того же квартала 2015 г. По мнению IDC, у этой компании хорошие перспективы в 2017 г. благодаря широкой линейке продуктов и интересным дизайнерским инновациям

Преимуществом планшетов Huawei (если не брать во внимание их стоимость) по-прежнему является возможность сотового подключения — в большинстве моделей компании имеется встроенный модуль 3G или 4G. Компания успешно охватывает новые рынки в Азии, Европе и на Ближнем Востоке, а вот в США её планшеты практически не присутствуют.

Таблица 2. Показатели топ-5 вендоров на мировом рынке планшетов, 2016 г., млн шт.


Вендор

Отгрузки в 2016 г.

Доля рынка в 2016 г.

Отгрузки в 2015 г.

Доля рынка в 2015 г.

Годовая динамика

1. Apple

42.6

24.4%

49.6

23.9%

-14.2%

2. Samsung

26.6

15.2%

33.4

16.1%

-20.5%

3. Amazon.com

12.1

6.9%

6.1

2.9%

98.8%

4. Lenovo

11.1

6.3%

11.2

5.4%

-1.2%

5. Huawei

9.7

5.6%

6.5

3.1%

49.9%

Прочие

72.7

41.6%

100.3

48.4%

-27.5%

Всего

174.8

100.0%

207.2

100.0%

-15.6%

Источник: IDC, февраль 2017 г., предварительные результаты

* Примечания:

• Рынок планшетов включает простые планшеты и планшеты класса detachable.

• Detachable Tablets (detachables) — планшеты, в которых клавиатура может быть полностью отсоединена. К таковым относятся, например, модели Microsoft Surface и Apple iPad Pro.

• Convertibles — это ноутбучные ПК (не учитываются в объеме рынка планшетов), в которых клавиатура может быть отвернута/повернута/сдвинута таким образом, что устройство можно использовать в конфигурации планшета. Тем не менее клавиатура в них остается постоянно прикрепленной к устройству. Примеры convertibles — Lenovo Yoga 910 и the Dell XPS 13 2-in-1.