Согласно предварительным данным компании IDC, за 4-й квартал 2016 г. (4Q16) на мировой рынок было отгружено 428.5 млн смартфонов, что на 6.9% больше, чем 400.7 млн штук, поставленных в 4Q15  (см. табл. 1).

Табл. 1. Показатели топ-5 вендоров смартфонов на мировом рынке в период Q4 2016 (в млн штук)

Вендор

Объем поставок в 4Q16

Доля рынка в 4Q16

Объем поставок в 4Q15

Доля рынка в 4Q15

Годовая динамика

1. Apple

78.3

18.3%

74.8

18.7%

4.7%

2. Samsung

77.5

18.1%

81.7

20.4%

-5.2%

3. Huawei

45.4

10.6%

32.7

8.2%

38.6%

4. OPPO

31.2

7.3%

14.4

3.6%

116.6%

5. vivo

24.7

5.8%

12.1

3.0%

104.7%

Прочие

171.4

40.0%

185.0

46.2%

-7.3%

Всего

428.5

100.0%

400.7

100.0%

6.9%

Источник: IDC, февраль 2017 г.

За год в целом отгрузки достигли 1.47 млрд смартфонов, показав рост лишь на 2.3% против 10.4% в 2015 г. (в 2015 г. продажи составили 1.44 млрд штук). По данным Strategy Analytics, рост в 2016 г. составил 3%.

Глобальный рынок закрылся «в плюсе» благодаря успехам на таких крупных региональных рынках, как Китай, США и Бразилия. В то же время в нескольких развивающихся регионах, в том числе на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, где ожидался большой рост, в итоге отмечено снижение.

Однако в 2017 г. эксперты IDC ожидают некоторого разворота в динамике. Во-первых, прогнозируется восстановление продаж iPhone’ов. Во-вторых, в 2017-м ожидается возврат к росту в регионах Ближнего Востока и Африки (MEA) и Латинской Америки. В итоге результаты 2017 г. предположительно будут немного лучше, чем 2016-го.

Тройка китайских вендоров (Huawei, OPPO, and vivo) постоянно оказывают давление на Samsung на рынке Китая в связи с большей доступностью цен у них, причем не только в сегменте low-end, но и в high-end. Но на остальных рынках им еще много предстоит сделать, чтобы составить какую-то угрозу и Samsung, и Apple.

Итоги по вендорам:

Четвертый квартал у Apple был успешным в основном благодаря новым iPhone 7 и 7 Plus, однако 2016 г. в целом стал первым полным годом, когда продажи iPhone снизились на 7% в годовом исчислении (табл. 2). Теперь, так же, как и в случае с Samsung, все будет зависеть от новой флагманской модели Apple, все ожидают чего-то необычного — ведь это будет 10-я годовщина линейки iPhone.

Samsung в четвертом квартале откатилась на второе место, отгрузки в годовом исчислении сократились (!) на 5.2%. Впервые за четыре последних года доля компании упала ниже 20%. Результаты Samsung по году в целом также ухудшились на 3%, однако несмотря на рост конкуренции со стороны китайских вендоров компания сумела удержаться на первом месте благодаря хорошим продажам моделей линеек S7 и J-серии. Так что появление в этом году флагманского Galaxy S8 будет как никогда кстати.

Компания Huawei сохранила позицию № 3 и увеличила свою долю на мировом рынке в период 4Q16, она впервые выражается двузначным числом. Huawei сумела в 4-м квартале 2016 г. нарастить продажи на 38.6%, а за год в целом — на 30.2%. Модели серий P и Honor успешно продавались как в Китае, так и в других странах Азии, да и в некоторых других регионах тоже. Теперь компания нацелилась на США. Пока неясно, каковы будут ее успехи на этом рынке, но недавний релиз модели Mate 9 в США составит сильную конкуренцию Apple и Samsung в классе high-end, а бренд Honor продолжит борьбу в mid-классе.

Китайская OPPO продолжила отчаянную борьбу, четвертый квартал подряд демонстрируя годовой рост выше 100%. В прошедшем году OPPO успешно вышла на рынки за пределами Китая — главным образом в Индию и южно-азиатские страны благодаря активному маркетингу и выпуску новых продуктов. Ожидается, что 2017 г. будет для OPPO также сильным, теперь компания планирует атаковать Ближний Восток.

Компания vivo сохранила пятую позицию, также показав по году прекрасный рост — на 103%, но у нее поставки в основном сосредоточены на рынке Китая.

Табл. 2. Показатели топ-5 вендоров смартфонов на мировом рынке в 2016 г. (в млн штук)

Вендор

Объем поставок в 2016 г.

Доля рынка в 2016 г.

Объем поставок в 2015 г.

Доля рынка в 2015 г.

Годовая динамика

1. Samsung

311.4

21.2%

320.9

22.3%

-3.0%

2. Apple

215.4

14.6%

231.5

16.1%

-7.0%

3. Huawei

139.3

9.5%

107.0

7.4%

30.2%

4. OPPO

99.4

6.8%

42.7

3.0%

132.9%

5. vivo

77.3

5.3%

38.0

2.6%

103.2%

Прочие

627.8

42.7%

697.1

48.5%

-9.9%

Всего

1470.6

100.0%

1437.2

100.0%

2.3%

Источник: IDC, февраль 2017 г.