По данным Всероссийского омнибуса GfK*, в 2016 г. аудитория Интернет-пользователей в России в возрасте от 16 лет и старше осталась на уровне 2015 г. — 70,4%, что составляет порядка 84 млн. человек.

До сих пор аудитория Интернета росла впечатляющими темпами. Динамичный рост аудитории Интернета в конце 2014 г. и в 2015 г. (см. рисунок) был вызван в том числе ажиотажным ростом продаж техники в период, когда потребители стремились реализовать дешевеющие рубли и купить цифровую технику по старым ценам. Таким образом, в 2016 г. рынок просто отыграл ранее реализованный спрос на технику.

Проникновение Интернета в России (2016)


Источник: GfK, январь 2017 г.

Практически единственной зоной роста на российском рынке цифровой техники в 2016 году были смартфоны, и за счет этого подросла аудитория мобильного Интернета. И, конечно, сказалась активность операторов связи, которые сделали уверенный рывок в продвижении «мобильных» пакетов в 2015-2016 гг.

Прирост российской аудитории пользователей Интернета на мобильных устройствах в 2016 г. составил 6 млн человек. Сегодня 56 млн россиян в возрасте от 16 лет пользуются Интернетом на мобильных устройствах — смартфонах и планшетах (46,6% от всей аудитории). При этом рост аудитории наблюдался только на смартфонах — с 37,2% в 2015 г. до 42,1% по итогам 2016 г. Пользование Интернетом на планшетах практически не изменилось.

Можно ожидать, что в 2017 г. рост аудитории мобильного Интернета продолжится.

На фоне имеющегося потенциала смартфонов с точки зрения замены мобильных телефонов (в России все еще около 30% продаж в штуках приходится на «звонилки») в GfK ожидают стабильный рост продаж смартфонов на 5% в 2017 г. (в штуках).

В пользу того, что для многих россиян смартфон становится устройством регулярного доступа в Интернет, говорят и технические характеристики покупаемых устройств. Почти половина всех проданных устройств в прошлом году имеют размер экрана 5 дюймов и более. Люди также выбирают технологичный процессор (почти 80% это 4-х ядерные устройства). Более половины смартфонов, проданных в 2016 г., поддерживают LTE.

* Всероссийский омнибус GfK — это регулярные опросы населения России в возрасте от 16 лет и старше по репрезентативной общенациональной выборке. Суммарный объем выборки Омнибуса GfK за 2016 г. составил 12 622 респондента.