Согласно данным компании Gartner, 2016 г. для мирового рынка ПК снова закончился неудачно: было поставлено* лишь 269.7 млн ПК, что на 6.2% меньше, чем за 2015 г. Аналитики компании отмечают, что рынок ПК падает пятый год подряд, с 2012 года! См., например, итоги рынка за 2014 г..

В четвертом квартале прошедшего года глобальный рынок также показал падение: отгрузки составили 72.6 млн штук, т. е. на 3.7% меньше, чем в том же квартале 2015 г.

Аналитики отмечают, что падение связано с фундаментальными изменениями в модели закупок ПК. Продажи традиционных ПК не изменились, поскольку слабые технологические улучшения не смогли обеспечить рост. Успешно продавались только форм-факторы 2-в-1 и тонкие и легкие ноутбуки, а также модели с долгим временем работы аккумуляторной батареи. Но невозможно обеспечить рост рынка в целом только лишь за счет ПК-энтузиастов, и по крайней мере в текущем году падение продолжится, полагают в Gartner.

Четыре из топ-шести вендоров добились увеличения продаж ПК на мировом рынке в 4-м квартале 2016 г. (см. табл. 1). Топ-трем вендорам также удалось нарастить долю рынка в четвертом квартале. Компания Lenovo сохранила первое место благодаря увеличению отгрузок в Северной Америке и регионе EMEA.

Таблица 1
Рейтинг крупнейших ПК-вендоров на мировом рынке в период 4Q16 (в тыс. штук)


Компания

Поставки в 4Q16

Доля рынка в 4Q16 (%)

Поставки в 4Q15

Доля рынка в 4Q15 (%)

Динамика 4Q16-4Q15 (%)

Lenovo

15,781

21.7

15,535

20.6

1.6

HP Inc.

14,808

20.4

14,204

18.8

4.3

Dell

10,723

14.8

10,175

13.5

5.4

Asus

5,452

7.5

5,960

7.9

-8.5

Apple

5,440

7.5

5,312

7.0

2.4

Acer Group

4,999

6.9

5,228

6.9

-4.4

Прочие

15,408

21.2

18,970

25.2

-18.8

Всего

72,611

100.0

75,384

100.0

-3.7

Источник: Gartner, январь 2017 г.

HP сохранила вторую позицию, компания три последних квартала демонстрировала отличную динамику роста отгрузок. В США и EMEA компания росла быстрее региональных рынков и сохранила на них лидирующие позиции.

У Dell также отмечается третий последовательный квартал роста отгрузок ПК. В течение всего 2016 г. ПК оставались для компании стратегическим сегментом как на корпоративном, так и на потребительском рынке.

У Asus в период 4Q16 зафиксировано наибольшее снижение поставок среди лидирующей шестерки. Возможно, это объясняется переориентацией компании на работу лишь в сегменте high-end, обеспечивающем более высокую маржу.

За 2016 г. в целом было отгружено 269.7 млн ПК (см. табл. 2), что соответствует объемам 2007 г. Уровень консолидации рынка в 2016 вырос — доля трех ведущих вендоров (Lenovo, HP и Dell) достигла 54.7%, тогда как в 2015 г. — 51.5%.

Таблица 2
Рейтинг крупнейших ПК-вендоров на мировом рынке в 2016 г. (тыс. штук)


Компания

Поставки в 2016

Доля рынка в 2016

(%)

Поставки в 2015

Доля рынка в 2015 (%)

Динамика рынка 2016-2015 (%)

Lenovo

55,888

20.7

57,274

19.9

-2.4

HP Inc.

52,458

19.4

52,548

18.3

-0.2

Dell

39,378

14.6

38,371

13.3

2.6

Asus

20,613

7.6

21,157

7.4

-2.6

Apple

18,612

6.9

20,377

7.1

-8.7

Acer Group

18,276

6.8

20,291

7.1

-9.9

Прочие

64,492

23.9

77,657

27.0

-17.0

Всего

269,717

100.0

287,675

100.0

-6.2

Источник: Gartner, январь 2017 г.

Примечания к табл. 1 и 2: Учтены данные по десктопам, ноутбукам и ультрамобильным системам премиум-класса (таких, как Microsoft Surface), Chromebooks и iPad не учитываются. Все данные отчета предварительные, в итоговых данных возможны изменения. Статистика продаж базируется на отгрузках в каналы.