TAdviser обнародовал обзор российского рынка бизнес-аналитики (BI) за 2015 г. Аналитики TAdviser сообщают, что российский рынок BI продолжает расти. При этом основными потребителями подобных решений по-прежнему остаются высококонкурентные отрасли — ритейл, телеком, банки, производство. В основном это проекты, реализованные с использованием программных продуктов западных вендоров, однако роль отечественных решений постепенно увеличивается.

В целом, по оценкам TAdviser, объем российского рынка BI-систем в 2015 г., включая услуги по внедрению и поддержке, увеличился на 5% и достиг 45,9 млрд руб. Что касается динамики рынка, то большинство его участников говорит о движении вверх на уровне 5-10% (см. диаграмму).

Рынок продолжает расти вслед за ростом количества различных информационных систем, которые используют заказчики, и объема данных, обрабатываемых в этих системах. Постепенное накопление данных является драйвером спроса на BI-инструменты.

Как ни странно, одним из основных драйверов российского рынка BI является сложная экономическая ситуация. В кризисный период руководству компаний как никогда важно получать точную и объективную информацию о состоянии их бизнеса, причем получать ее быстро. При этом все чаще необходима интеграция различных технологий, что приводит к необходимости привлекать специализированные компании.

Заметно на рынке еще одно качественное изменение — это переориентация спроса. Если раньше внедрение BI-систем было прерогативой крупного бизнеса и государственных структур, то на данный момент существенную роль на этом рынке начал играть и средний бизнес.

Выручка участников рынка

По итогам 2015 г. лидером российского рынка BI остается компания «Прогноз», однако ее выручка за год упала сразу на 22% (см. таблицу). Компания находится в очень сложном положении. В частности, в течение 2016 г. сообщалось о массовом уходе сотрудников, задержках зарплаты и возможном банкротстве. По состоянию на декабрь 2016 г. к «Прогнозу» подано множество исков о взыскании задолженностей.

В число крупнейших участников отечественного BI-рынка также входят компании AT Consulting, «ГлоуБайт Консалтинг» и «Крок».

Наибольшая динамика выручки по итогам 2015 года наблюдалась у Maykor-GMCS — плюс 95,7%.

Барьеры

Некоторые барьеры, препятствующие развитию рынка бизнес-аналитики, остаются неизменными уже на протяжении многих лет. Ряд заказчиков не хочет понимать, для чего необходимо внедрение таких решений, и отказывается принимать современные технологии в целом.