Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в I полугодии 2016 г.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (настольные ПК и ноутбуки) в I полугодии составил 1924 тыс. шт., что на 0,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Впервые за долгие годы рынок вышел из состояния спада, хотя о росте пока говорить рано.

На ноутбуки пришлось 55% отгрузок ПК в натуральном выражении, это меньше, чем раньше. С точки рения динамики ноутбуки остались в отрицательной зоне: в сравнении с прошлым годом их продажи упали на 2,5%, поскольку розничный сектор продолжает чувствовать себя неуверенно.

А вот десктопы, наоборот, выросли на 4,8%. Им помогли относительно высокие закупки крупных компаний и госсектора.

Однако продажи в подсегменте компьютеров-моноблоков снижаются: за первое полугодие было продано 107 тыс. AIO, и это на 7,4 % хуже, чем за аналогичный период 2015 г.

Лидирующую группу компаний на рынке ноутбуков по итогам полугодия составили* Acer, Asus, Dell, HP и Lenovo. Суммарная доля продаж первой пятерки — 91%.

В сегменте настольных ПК в первую пятерку вошли* Aquarius, Depo, HP, iRU и Lenovo, в сумме на нее пришлось 48%.

Динамика ряда сегментов российского ИТ-рынка в натуральном выражении. H1_2016/H1_2015.

Источник: ITResearch

Планшеты

За первое полугодие 2016 г. в Россию было отгружено 2,18 млн планшетов на сумму около 24 млрд руб. В годовом исчислении рынок вырос на 1,6% в штуках, а в денежном выражении — более чем на 20% в рублях. Российский рынок планшетов очевидно вышел на насыщение и становится все более чувствительным к общеэкономическим трендам. Кроме того, данная продукция уже довольно хорошо знакома потребителям, и во многих сценариях планшеты оказываются неидеальным решением. Конкуренция с фаблетами начала вытеснять самые маленькие 7-дюймовые планшеты, но большие аппараты пока менее чувствительны к данному тренду. Соответственно рост их доли приводит к увеличению средневзвешенной стоимости планшетов и «опережающему» росту денежных показателей.

Взросление рынка планшетов сопровождается резким снижением количества реальных игроков. Рынок быстро консолидируется. На лидирующую группу Digma, Irbis, Lenovo, Oysters и Samsung* приходится более 60% отгрузок, что примерно на 8% больше, чем годом ранее. Примечательно, что в данной группе три производителя — это локальные бренды.

Принтеры и настольные МФУ

В первом полугодии 2016 г. было продано 978 тыс. принтеров и настольных МФУ, что на 4.5% больше, чем за аналогичный период 2015 г. В денежном выражении объем рынка увеличился на 3.9%, составив 164.3 млн долл. Положительная динамика продаж свидетельствует об оживлении закупочной активности потребителей, однако относительно небольшие темпы роста и их замедление до 2.5% во втором квартале показывает неустойчивость этого тренда.

Весь прирост рынка пришелся на многофункциональные устройства, продажи которых увеличились по сравнению с прошлым годом в обоих технологических сегментах. По итогам полугодия на МФУ пришлось около двух третей проданных устройств как в количественном, так и в денежном выражении.

В лазерном сегменте продажи возросли в натуральном выражении на 4.6%, причем основной вклад в этот рост внесли монохромные принтеры и МФУ для рабочих групп производительностью свыше 30 стр./мин, В то же время цветных устройств было продано почти на 13% меньше, чем в первом полугодии 2015 г. Тройку лидеров лазерного сегмента составили компании* HP, Kyocera и Samsung. У всех трех вендоров продажи по сравнению с прошлым годом увеличились, определив тем самым и общий рост рынка.

В струйном сегменте основной точкой роста в текущем году стали принтеры и МФУ, ориентированные на бизнес-приложения. По сравнению с аналогичным периодом 2015 г. объем продаж таких моделей вырос почти в полтора раза, причем впервые отмечены крупные корпоративные поставки струйников для рабочих групп. Положительная динамика отмечена также в категории принтеров и МФУ со встроенной системой непрерывной подачи чернил, которые составили почти пятую часть всех проданных струйных устройств.

Сканеры

Рынок планшетных сканеров в первом полугодии продолжил терять своих покупателей. Всего за этот период было продано 32 тыс. устройств, на 20% меньше, чем год назад. Планшетники начального уровня активно вытесняются альтернативными средствами оцифровки, прежде всего многофункциональными устройствами и мобильными компьютерами. В меньшей степени спад затронул старшие ценовые категории моделей, в которых сосредоточено большинство фотосканеров и офисных моделей формата А3. На рынке планшетных сканеров традиционно лидируют компании* Canon, Epson и HP, на продукты которых в первом полугодии пришлось свыше 90% всех проданных устройств.

Противоположная тенденция наблюдалась в сегменте документ-сканеров, продажи которых по сравнению с первым полугодием возросли в полтора раза, составив 13,4 тыс. штук. Такому подъему способствовало возобновление крупных конкурсных поставок в корпоративном секторе, которых в прошлом году почти не было. Рост продаж отмечен во всех скоростных диапазонах устройств, причем если в начальном подсегменте (до 30 стр./мин) он был минимальным, всего около 1%, то темпы увеличения продаж моделей для рабочих групп (31-60 стр./мин) и потоковых сканеров (свыше 60 стр./мин) были двухзначными. Среди других категорий документ-сканеров положительная динамика отмечена в подсегменте сетевых моделей, а также моделей со встроенным планшетом, часто приобретаемых вместо планшетных сканеров.

В отчетном полугодии свыше трех четвертей всех проданных документ-сканеров пришлось на продукты компаний* Canon, Fujitsu и HP.

Мониторы

На рынке мониторов в первом полугодии 2016 г. наблюдалась долгожданная уверенная коррекция вверх после затяжного падения на протяжении нескольких лет. Всего было продано 931 тыс. аппаратов на сумму в 146 млн долл. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 14% в штуках и всего 2% в деньгах (из-за снижения средневзвешенной стоимости).

Наивысшие темпы роста рынок показывал в январе и феврале, когда показатели сравнивались с соответствующими обвальными месяцами 2015 г. В целом можно отметить, что в начале 216 г. продажи были поддержаны в первую очередь за счет розницы: очередная волна девальвации стимулировала активность консьюмеров, которые начали закупки за кредитные средства. В то же время в корпоративе дела шли заметно хуже. Но уже во втором квартале наблюдался ряд значимых тендеров, существенно улучшивших ситуацию.

За последний год продажи аппаратов с разрешением выше Full HD выросли примерно на 50%. Хотя их доля в натуральном выражении пока исчисляется несколькими процентами от общего количества проданных мониторов, но в деньгах она уже подбирается к 10%.

Изменения в структуре сбыта по основным целевым рынкам прямым образом отражались и на рейтингах компаний. В I квартале 2016 г. на первом месте была компания Samsung, заметно оторвавшаяся от преследователей за счет больших продаж прямой розницы. Но во втором квартале на первое место вышел Philips, резко нарастивший свою долю за счет крупного тендера. Samsung оказался на втором месте (но остался лидером рынка по итогам полугодия). В тройке лидеров традиционно находится также Acer, кстати, тоже показывавший заметные отгрузки в тендеры. Примечательно, что если «убрать» тендеры, результаты у лидеров довольно близки. Интенсивность конкуренции на рынке в целом чрезвычайно высока.

Проекторы

К сожалению, на рынке проекторов в 2016 г. продолжилось снижение, хотя и не с такими обвальными темпами, как в 2015 г., когда рынок потерял фактически половину своих объемов. Всего за I полугодие 2016 г. в России было продано чуть более 31 тыс. проекторов на 31,5 млн долл. Снижение относительно аналогичного периода прошлого года составило около 11% как в натуральном, так и в денежном выражении. довольно слабыми были оба квартала, правда, все-таки с определенным трендом к улучшению. Без значимых тендеров в сферу образования рынок проекторов способен только снижаться.

Несмотря на проблемы, на рынке продолжился тренд к росту средней яркости проекторов: за последний год сегмент аппаратов с яркостью 3-4 тыс. лм прибавил еще 10%, превысив 72% всех продаж.

Группа лидеров на российском рынке проекторов все последние годы довольно стабильна, в натуральном выражении это* Acer, BenQ и Epson. Однако концентрация рынка по сравнению с 2015 г. резко снизилась: если годом ранее суммарная доля лидеров была близка к 62%, что в первом полугодии текущего года она составила уже только около 53% под давлением со стороны очень дешевых прокторов ряда участников «второго эшелона».

Информационные панели

За I полугодие 2016 г. было продано 12,76 тыс. профессиональных панелей (LFD) на сумму в 35,5 млн долл., что оказалось на 2-3% лучше показателей аналогичного периода 2015 г. Темпы роста не впечатляют, однако необходимо помнить, что данная отрасль единственная, которая не показала обвала в прошлом году, поэтому здесь нельзя было ожидать и высокого коррекционного роста.

В 2016 г. наблюдался значительный рост количества игроков на рынке LFD. Количество брендов превысило 30, увеличившись за год почти в полтора раза. Однако подавляющее число этих компаний пока продают свою продукцию в незначительных количествах. И российский рынок LFD по-прежнему остается достаточно концентрированным. Несколько компаний* (LG, NEC, Panasonic, Samsung) обеспечивают львиную долю продаж, причем их влияние имеет даже тенденцию к росту. В первом полугодии их суммарная доля осталась на уровне 86%, в первую очередь за счет вклада Samsung, отгрузившей более 60% всех устройств.

Фотобумага

Первое полугодие 2016 на российском рынке листовой фотобумаги показало продолжение нисходящей тенденции, но с существенно более низкими темпами, чем в 2015 г. Всего было продано 1,3 млн пачек на сумму 8,6 млн долл. Суммарная площадь проданной бумаги достигла почти 4,3 млн кв. м. Годовая динамика составила минус 10% в денежном эквиваленте, но в количестве пачек падение было чисто номинальным — примерно 1%. А суммарная площадь даже показала рост. Такие разнонаправленные тренды обусловлены снижением средней стоимости фотобумаги и увеличением среднего количества листов бумаги в пачках.

В тройку лидеров вошли компании* Cactus, Dexp, Lomond, на их долю суммарно пришлось около 63% рынка в денежном выражении.

ИБП

Первое полугодие 2016 г. показало восстановление рынка ИБП. Всего было продано 439 тыс. устройств на общую сумму в 119 млн долл. По сравнению с аналогичным периодом 2015 г. рынок вырос на 12% в натуральном выражении и на 10% в денежном, в то время, как годом ранее он падал на 40%. Средневзвешенная стоимость составила 271 долл., практически не изменившись по сравнению с прошлым годом.

На российском рынке ИБП активно работают более 20 производителей. Несмотря на кризис, этот список не сокращается, а даже растет. В 2016 г. в исследовательскую панель включены также компании «Связь-Инжиниринг», Riello и Bennings.

В целом по итогам полугодия на массовом рынке традиционная тройка лидеров*: APC by Schneider Electric, Ippon и Powercom, а на корпоративном — APC by Schneider Electric, Delta Electronics и Eaton. При этом интенсивность конкуренции растет практически во всех продуктовых сегментах.

* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.