Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) представила отчет о состоянии интернет-экономики России за текущий период времени и о динамике ее развития, базирующийся на исследовании* и опросе. Объем экономики Рунета (контент и сервисы) по итогам 2015 г. составил 1 355,38 млрд руб., а объем рынка электронных платежей — 588 млрд руб., что суммарно эквивалентно 2,4% ВВП России. Объем интернет-зависимых рынков сопоставим с 19% ВВП России, согласно данным, полученным в ходе исследования “Экономика Рунета 2015-2016 гг.”. По прогнозам, в 2016 г. объем экономики Рунета составит 1581,34 млрд руб. Важной особенностью исследования является выделение «мобильной составляющей» по каждому рынку в отдельности.
Сфера электронной коммерции в России исследована в 4-х сегментах: онлайн-ритейл в объеме 315,3 млрд руб. (прирост по сравнению с прошлым годом 13%), электронные платежи в объеме 588 млрд руб. (прирост 23.5%) и прогнозом увеличения на 2016 г. на 16,6%, онлайн-трэвел 315,3 млрд руб., прочие - 147,20 млрд (30%).
Эксперты отмечают постепенный рост качества и скорости доставки вследствие вложений в логистику как частных игроков, так и усовершенствование Почты России. Так, в 2015 г. почта доставила почти вдвое больше товаров из интернет-магазинов, чем в 2014 г., и в 4,5 раза больше, чем в 2013-м. Это в первую очередь связано с дальнейшим развитием доступа к Интернету, увеличением мобильного трафика, изменением покупательских практик в сфере онлайн-торговли. Так, у многих лидеров Рунета доля заказов с мобильных устройств приближается к 50%, в некоторых товарных категориях – до 70%. Прогноз на 2016 гю также оптимистичный и составляет порядка 20%.
Сегмент онлайн-тревел пережил беспрецедентное влияние внешних факторов, ущерб от которых частично смогло сгладить развитие внутреннего туризма. Эксперты отмечают, что для устойчивого развития компаниям сегмента необходимо выйти из “зоны турбулентности”, чтобы иметь возможность пересмотреть параметры бизнес-моделей и эффективнее планировать свою деятельность.
Маркетинг и реклама
В этом году многие игроки рынка изменили подходы к сегментированию рынков. РАЭК последовала рекомендациям экспертов IAB Russia при оценке объема российского рынка интернет-рекламы, выделив сегменты Perfomance, Search, таргетированную рекламу. Сегмент Контекстная реклама (Performance) составил 80,50 млрд, что больше на 15% предыдущего года. Прогноз на 2016 г - 102,0 млрд (рост примерно на 27%). Другим нововведением стал сегмент контент-маркетинга, который следует за изменениями на рынке SEO и появлением услуг по оптимизации и продвижению в соцсетях и магазинах приложений - 20,10 млрд руб. (снизился на -1,5%). Вместе с тем чистый рынок медийной (дисплейной) рекламы - 19,80 млрд руб. так и не восстановил рост (минус 10% от прошлого года), и все большую его долю занимает видеореклама - 4,60 млрд руб. (рост на 21%). При этом усилилась конкуренция за бюджеты рекламодателей с ТВ, где стоимость контакта стала сравнима, а порой и дешевле, чем на порталах-лидерах Рунета.
Большие надежды эксперты возлагают на развитие технологий и полный переход на так называемый программатик. Для понимания таких надежд достаточно обратить внимание на Европу, где сегмент программатик за год вырос на 76%, а мобильный программатик – на 165%.
Цифровой контент
Сегмент электронного контента показывает рост около 13% в год, кроме того, дальнейшие прогнозы довольно оптимистичны, но взрывного роста ожидать не стоит. Объем цифрового контента за 2015 г. составил: Электронные книги - 1,61 млрд (67%); Игры - 46,7 млрд (14%); Онлайн-музыка - 2,33 млрд (6%); Онлайн-видео - 3,80 млрд (9%). Прогнозы развития на 2016 г. умеренны, эксперты говорят о росте в среднем на 10%. Драйвером развития, как и в 2015 г., будут электронные книги - ожидается 2,3 млрд руб. (рост на 43%).
Инфраструктура Рунета
Аудитория Рунета в 2016 г. составила 86 млн человек в возрасте от 12 лет. При этом в России около 33 млн абонентов ШПД.
В рамках исследования также были даны оценки объемов рынков, представляющих инфраструктуру Рунета: объем доменного рынка в 2015 г. составил 2,70 млрд руб.; хостинг-индустрия выросла всего на 6% до 5,90 млрд руб.; веб-разработка составила 25,40 млрд руб. и 5% роста за 2015 г; объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 6,60 млрд руб. в 2015 г. с ожидаемым ростом в 25% в 2016 г. При сохранении дальнейших тенденций на импортозамещение и переход на облачные продукты, можно прогнозировать быстрый рост данного сегмента новой цифровой экономики.
По итогам 2015 г. домен .RU вошел в пятерку крупнейших доменов мира, — в нем насчитывается 5,2 2 млн имен. Кириллический домен .РФ с 900 тыс. имен — абсолютный лидер среди доменов, записанных символами национальных алфавитов. Домены .RU и .РФ демонстрируют одни из лучших темпов роста в Европе.
Мобильная составляющая рынков Рунета
Проникновение смартфонов и доступных для них приложений и сервисов в Рунете уже год как не просто сравнимо с проникновением ПК: аудитория Рунета растет практически только за счет мобильных пользователей. Всего ежемесячно мобильным интернетом пользуются порядка 62 млн россиян.
В связи с этим пользовательские предпочтения претерпели значимые изменения в сфере потребления контента и заказа разного рода услуг и сервисов. Практически во всех сегментах на мобильную составляющую приходится минимум четвертая часть рынка, а в отдельных сегментах, таких как услуги или цифровой контент, доля достигает 80-90%.
При этом доля пользователей или покупателей с мобильных устройств уверенно приближается к 40%.
Влияние кризиса на интернет-индустрию России в 2015–2016 гг.
Отдельная группа вопросов была посвящена отношению экспертов интернет-индустрии к кризису в российской экономике в целом и онлайн-экономике в частности. Опрос имеет название «Кризисный барометр 2016». Эксперты в основном согласны с наличием кризиса в онлайн-индустрии, но соглашаются с тем, что он несколько мягче по сравнению с другими сферами отечественной экономики. По распределению ответов видно, что на фоне усиления конкуренции происходит оптимизация и структуризация процессов внутри компаний. Это вынуждает бизнес выводить на рынок новые продукты или услуги − данный вариант ответа выбрали около 50% опрошенных.
Пятая часть экспертов уверена, что дно экономического кризиса в отрасли ожидается во втором полугодии 2016 г., а каждый десятый считает, что дно уже пройдено в 2015 г. И все же 35% респондентов затрудняются с однозначным ответом на этот вопрос.
Говоря о сроках выхода онлайн-экономики на докризисные темпы, 40% экспертов затрудняются с оценкой. Напомним, что по результатам подобного опроса в середине 2015 г. восстановление онлайн-экономики треть экспертного сообщества (32,7%) прогнозировала к 4-у кварталу 2017 г. и позднее. Пятая часть аудитории была настроена более оптимистично и допускала завершение кризиса к концу 2016 г. По итогам текущего опроса «Кризисный барометр - 2016», около 30% респондентов считают 2017-й годом восстановления. Таким образом, стагнация онлайн-экономики будет происходить еще около года.
Сценарии развития Рунета
По предварительным результатам опроса экспертов отрасли большинство цифровых рынков в 2016 г. выйдут на “консервативный сценарий роста” (сформулированный в исследовании 2013 г.), выйдя из нынешнего “кризисного сценария” (который был зафиксирован в рамках аналогичного исследования год назад). Таким образом, суммарный рост рынков составит 10-15%.
Тем не менее наблюдается и другая, тревожная тенденция на ряде сегментов рынков. Если год назад падающих или стагнирующих сегментов рынка было всего 2-3, и эксперты прогнозировали восстановление в 2015 г., то сейчас эксперты вынуждены констатировать, что восстановление на этих сегментах не началось, более того, количество таких сегментов увеличилось.
Более того, даже на самых крупных рынках − коммерции и рекламы, эксперты отмечают практически 100 % зависимость темпов роста от экономической ситуации в России и покупательной способности населения, фактически − от внешних по отношению к Интернету факторов.
Прогнозирование будущих результатов в такой ситуации затруднено, отмечает большинство экспертов.
* Исследование “Экономика Рунета” проводится РАЭК пятый год подряд и демонстрирует динамику изменения экономических показателей российской интернет-отрасли.