Согласно новому исследованию фирмы IDC, уже три года подряд объем продаж ПК на рынках стран Центральной и Восточной Европы уменьшается с двузначными показателями. По итогам 2015 г. погодовое снижение составило 26,2%, а объем рынка – 13,7 млн устройств.
IDC отмечает, что производители ПК так и не смогли направить рынок в сторону роста. В 2014 г. продажи были несколько подстегнуты рекламной акцией Microsoft Bing, предлагающей компьютеры по сниженной цене, но стимул оказался недолговечным. В конце 2014 г. на складах скопился приличный объем Bing, что препятствовало новым продажам.
Потребительский сегмент продемонстрировал в 2015 г. рекордное сокращение продаж – на 27,6% по сравнению с 2014 г. Спрос в корпоративном сегменте упал чуть меньше, снижение составило 23,9%, но это, по мнению аналитиков, объясняется так называемым отложенным спросом после прекращение поддержки Windows XP в 2014 г.
Непредсказуемость валютных курсов и низкие цены на нефть создали дополнительные экономические неопределенности в ряде стран Восточной Европы (Россия и ее партнеры по Содружеству независимых государств), где уровень продаж ПК оказался весьма низким. Наряду с высокой инфляцией, низкой покупательной способностью и сокращением ИТ-бюджетов все эти факторы вызвали падение продаж в этом субрегионе.
Однако аналитики ожидают, что 2016 г. будет несколько «мягче» по показателю среднегодового снижения продаж. Хотя текущая экономическая ситуация в восточно-европейском регионе и продолжает оставаться неопределенной, в Центральной Европе истощение складских запасов и стабилизация экономики могут улучшить показатели рынка. По прогнозам IDC, в первой половине 2016 г. уровень продаж ПК может оказаться ниже по сравнению с 2015 г., но аналитики считают это признаком стабилизации рынка, ожидаемой ими во второй половине 2016 г.
По итогам 2015 г. в Центральной и Восточной Европе лидируют три производителя ПК, аккумулировавшие 56,5% рынка (в 2014 г. их суммарная доля составляла 51,9%).
Лидером этого рынка остается Lenovo, чьи показатели оказались даже лучше среднерыночных в обоих сегментах (и корпоративном, и массовом). Вторую позицию по обоим сегментам занимает HP, но у этого производителя явное лидерство в корпоративном сегменте.
Третье место в рейтинге – у компании Asus,хотя ее ориентация на потребительский сегмент привела к значительному сокращению годового объема продаж этого бренда.