Согласно исследованиям аналитической фирмы Strategy Analytics, суммарный годовой объем продаж смартфонов по всему миру в 2015 г. достиг 1,44 млрд устройств, увеличившись на 12% по сравнению с 2014 г. (1,28 млрд шт.).

Однако деньгах рост мировых продаж в 4 кв. 2015 г. составил только 6% (404,5 млн устройств) по сравнению с 4 кв. 2014 г. (380 млн). Причем последний квартал 2015 г. продемонстрировал наиболее медленное наращивание объемов рынка за все время его исследований. (Похожий прогноз ранее представляла компания IDC) Strategy Analytics объясняет этот факт ростом насыщения рынка на основных рынках сбыта (типа Китая) и беспокойством потребителей в условиях нестабильности мировой экономики.

Мировое лидерство с долей 22% удерживает компания Samsung. По данным аналитиков, в 4 кв. 2015 г. производитель продал по всему миру 81,3 млн смартфонов, т.е. рост по сравнению с тем же периодом годом ранее, когда было продано 74,5 млн устройств, составил 9%. Этот показатель оказался наиболее высоким для Samsung за двухлетний период, что позволило компании обогнать главного конкурента — Apple и завоевать первенство в рейтинге. Доля мирового рынка Samsung в 4 кв. 2015 г. составила 20%, а по итогам 2015 г. — 22%.

Второе место в мировом рейтинге у Apple с долей 18%, продажи которой в 4 кв. 2014 г. составили 74,8 млн смартфонов, что немногим отличается от показателя того же периода годом ранее (74,5 млн шт.). На пике роста среди моделей производителя — iPhone, а расширение продаж iPhone на новых для Apple рынках Индии и Нигерии может помочь компании поддержать высокий уровень продаж этих устройств в 2016 г.

Третье место в мировом рейтинге занимает Huawei, чья доля в 4 кв. 2015 г. достигла 8%, увеличившись относительно 4 кв. 2014 г. на 2 пункта. Впервые Huawei продала за год (а именно, в 2015 г.) свыше 100 млн смартфонов, однако существуют признаки, что рост ее продаж начинает замедляться. Среднегодовой темп роста Huawei оказался около 35%, что составляет примерно половину от 62%, зафиксированных в 3 кв. 2015 г. Аналитики видят причину этого в появлении такого конкурента, как Xiaomi, успешно осваивающей основные рынки Азии.

Четвертое место у бренда Lenovo-Motorola с долей 5% по итогам 4 кв. 2015 г., однако темп роста ее продаж по результатам всего года снизился на 18%. Слияние этих двух производителей не выглядит, по мнению аналитиков, успешным, так как их показатели на момент объединения в 2014 г. были выше тех, которые сегодня имеет компания Lenovo-Motorola.

Компания Xiaomi в 4 кв. 2014 г. занимает пятую позицию в мировом рейтинге, проявляя высокую активность на рынках Китая и Индии и составляя там немалую конкуренцию для Huawei, LG, ZTE и Micromax.

Таблица 1. Динамика мировых продаж смартфонов первой пятерки производителей

Мировой объем продаж, млн устройств

4 кв. 2014 г.

2014 г.

4 кв. 2015 г.

2015 г.

Samsung

74.5

317.2

81.3

319.7

Apple

74.5

192.7

74.8

231.5

Huawei

24.1

74.1

32.6

107.1

Lenovo-Motorola

24.7

92.7

20.2

73.9

Xiaomi

17.0

61.1

19.5

72.0

Остальные

165.3

545.7

176.1

637.5

Рынок в целом

380.1

1283.5

404.5

1441.7






Доля мирового рынка производителя, %

4 кв. 2014 г.

2014 г.

4 кв. 2015 г.

2015 г.

Samsung

19.6

24.7

20.1

22.2

Apple

19.6

15.0

18.5

16.1

Huawei

6.3

5.8

8.1

7.4

Lenovo-Motorola

6.5

7.2

5.0

5.1

Xiaomi

4.5

4.8

4.8

5.0

Остальные

43.5

42.5

43.5

44.2

Рынок в целом

100.0

100.0

100.0

100.0






Суммарный годовой рост рынка, %

31.0

29.6

6.4

12.3

Источник, Strategy Analytics, февраль 2015 г.