Объем российского интернет-рынка по итогам 2014 г. достиг 2,2% ВВП России, или 1,57 трлн руб. На докризисные темпы роста, считают эксперты, интернет-отрасль выйдет не раньше конца 2017 г.
Объем интернет-рынков контента и сервисов по итогам 2014 г. вырос на 46%, до 1,094 трлн руб., а электронных платежей — на 36%, до 476 млрд руб., говорится в ежегодном исследовании* «Экономика Рунета», проводимом Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ). В сумме это эквивалентно 2,2% ВВП России за 2014 г. (1,6% в 2013 г.). Объем экономики интернет-зависимых рынков составил более 11,8 трлн руб., что сравнимо с 16% ВВП России (6,7 трлн руб. в 2013 г., что сравнимо с 10% ВВП).
Электронная торговля, по оценкам РАЭК, выросла на те же 29%, что и в 2013 г., до 475 млрд руб., сегмент онлайн-трэвел достиг отметки в 279 млрд руб.— прирост на 43% по сравнению с предыдущим годом. На контекстную рекламу за 2014 г. рекламодатели потратили 70 млрд руб. (+23%), и в 2015 г. рост их затрат на нее составит еще 14%. Видеореклама в 2014 г. привлекла 3,8 млрд руб. (+17%). Поисковая оптимизация за прошедший год набрала 13 млрд руб. (+9%). Рынок маркетинга и коммуникаций в соцсетях (SMM) оценен в объеме 7,4 млрд руб. (+18%).
В инфраструктурном секторе Рунета выше прошлогодних темпы роста лишь у хостинга — 15%, до 5,6 млрд руб. В остальных сегментах налицо снижение темпов — как в SaaS-решениях (программное обеспечение как услуга, 5,4 млрд руб., рост на 26% в 2014-м против 34% в 2013-м), так и на рынке доменов (2,6 млрд руб., рост 5% против 15% годом ранее) и в мобильной и веб-разработке (24,2 млрд руб., 15% роста за 2014 г. против 71% за 2013-й).
В отличие от инфраструктуры Рунета рынок цифрового контента в этом году дает значительный прирост, что связано с появлением новой тенденции в основном среди молодежи на потребление легального платного контента. Тренд задают как гиганты Apple и Google, так и набирающие популярность онлайн-кинотеатры. Суммарно на видео, музыку и книги пользователи потратили около 6,7 млрд руб. (5,8 млрд руб. в 2013 г.). Игры и внутриигровые покупки продолжают оставаться для россиян существенной статьей расходов — 41 млрд руб. (+16%) против 35 млрд руб. в 2013 г.
Единственный сегмент интернет-отрасли, показавший в 2014 г. падение,— медийная реклама (22 млрд руб., на 5% меньше, чем в 2013 г.). По итогам уже этого года рынок продолжит сокращаться, специалисты ждут падения на 10%.Снизится и объем рынка поисковой оптимизации — на 3%.
В 2014 г. российская интернет-отрасль продолжала развиваться по нейтральному сценарию, при этом высокие темпы роста во многом объясняются скачками курса рубля, говорится в исследовании. Однако прогнозы на 2015 г. говорят уже о переходе на консервативный сценарий, а по некоторым сегментам — на кризисный, опасаются в РАЭК. «Рунет почувствовал влияние общеэкономического кризиса уже в четвертом квартале 2014-го—первом квартале 2015 г.,— полагает руководитель РАЭК Сергей Плуготаренко.— При этом его дно, согласно прогнозам большинства экспертов, приходится на конец 2015 г.— начало 2016 го. На докризисные темпы роста индустрия выйдет не раньше конца 2017 года».
Влияние кризиса на интернет-рынки в 2014 г. специалисты оценивают как «достаточно сильное» (7,1 по 10-балльной шкале). 58% экспертов отметили снижение бюджетов на отдельные направления деятельности компаний, 46% говорят о закрытии проектов. Значительная доля респондентов отметила, что компании сокращают издержки за счет персонала: 38% отмечают увольнения, 27% — сокращение или отмену бонусов и премий, 14% — урезание зарплаты.
* Эксперты и участники рынка, опрашиваемые РАЭК и НИУ ВШЭ, традиционно оценивают в исследовании сегменты рекламы и маркетинга (включая веб- и мобильную разработку, видео-, контекстную и медийную рекламу, маркетинг в социальных медиа и поисковую оптимизацию), рынок инфраструктуры (программное обеспечение как услуга, хостинг и домены), электронную торговлю (ритейл, продажи туристических услуг и билетов на транспорт) и рынок электронного контента (музыка, видео, игры, книги и СМИ).
Источник: коммерсант.ru