Судя по данным опроса ВЦИОМ, у российских менеджеров вопросы экономии бумаги и расходных материалов не являются приоритетными. Опрос проводился среди сотрудников компаний, имеющих собственное рабочее место в офисе и необходимость печатать различные документы. Всего в исследовании приняли участие 500 респондентов из разных городов России.

Результаты опроса показали, что, несмотря на внедрение электронного документооборота (а частично и благодаря ему), объем документов, отправляемых на печать, не сокращается, а напротив, с каждым годом увеличивается. Среди выводов исследования есть и количественные оценки. Так, например, большая часть сотрудников российских офисов - 61% - используют для печати от 11 до 50 листов бумаги в день, 12% работников расходуют за день от 50 до 100 листов, а 7% за день отправляют на печать более ста листов бумаги. Тех, кто печатает меньше 10 листов, всего 20%, а в среднем офисы тратят на бумагу около 500 тысяч рублей (~$15 600) в год. Чаще всего на печать отправляются юридические и бухгалтерские документы. Чуть меньше приходится на коммерческие предложения, чертежи и техническую документацию. Все остальное - это всевозможные презентации, деловые письма и прочие документы, которые сотрудники не хотят или не могут читать с экрана. Около 42% респондентов признали, что распечатывают больше страниц за неделю, чем год назад.

При печати чаще всего используется лишь одна сторона листа, даже если документ читается и тут же выкидывается. Так поступают более 70% опрошенных и такое поведение эксперты называют нерациональным.

Надо отметить, что основные выводы ВЦИОМ вполне коррелируются с результатами исследований рынка расходных материалов, проводимых компанией ITResearch.

По данным последнего такого исследования, объем продаж только оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ в 2012 г. превысил сумму в 1 млрд долл. В количественном выражении рынок составил более 20 млн картриджей. По сравнению с 2011 г. рынок увеличился на 7,4% в штуках и 6% в деньгах.

Интересно, что объем рынка расходников уже превышает объем продаж самих устройств печати. И это только оригинальные картриджи. Данный рынок, зависящий больше от установленной базы, чем от текущих продаж устройств печати, в хорошие времена показывает более скромную динамику, чем печатное оборудование (принтеры и МФУ). Однако в период стагнации рынка оборудования это же является залогом большей стабильности рынка картриджей.

Собственно, приведенные выше данные являются важной причиной того, почему производители печатной техники и расходных материалов видят в российском рынке большой потенциал, несмотря на насыщение спроса на оборудование.

Источник: «Российский рынок лазерных принтеров и МФУ», ITResearch Newsletter, июль 2013 (выпуск № 95)