Согласно данным очередного исследования рынка облачных сервисов унифицированных коммуникаций (Unified Communications as a Service, UCaaS), проведенного аналитической компанией Synergy Research Group, его годовой объем уже достиг 2 млрд долл.

По данным аналитиков, 75% этого объема сервис-провайдеры получат от частных потребителей за счет предоставления услуг web- и видеоконференцсвязи и контант-центров. Но и значительно меньший на сегодня корпоративный сегмент этого рынка тоже растет очень быстро: за 2012 г. темпы роста увеличились более чем вдвое, и вскоре, по мнению аналитиков, бизнес-сегмент будет преобладать в общем объеме рынка UCaaS.

Synergy Research полагает, что годовые темпы роста рынка UCaaS будут увеличиваться по крайней мере еще в течение трех лет. При этом аналитики отмечают, что процесс слияний и поглощений, наблюдаемый сегодня на этом рынке, лишь усилится, подстегиваемый интенсивным расширением этого рынка.

В сегменте автономных услуг SaaS (Software as a Service) рынка унифицированных коммуникаций доминирует компания Cisco Systems с долей в 54% в подсегменте web-конференцсвязи, хотя, по мнению аналитиков, ее доля скоро начнет сокращаться. Основные конкуренты лидера в этом сегменте – Citrix, Microsoft, Adobe и Intercall. В целом доля сегмента автономных услуг SaaS показывает тенденцию к снижению, поскольку его годовой рост составил всего 14%, тогда как сегмент UCaaS вырос на 29% (см. рисунок).

В сегменте бизнес-услуг UCaaS весьма успешно работают, занимая первые строки рейтинга, новички этого рынка: RingCentral, 8x8, ShoreTel/M5 и West IP Communications. В сумме эти четыре провайдера владеют 45% абонентской базы UCaaS. В то же время, позиции традиционных операторов связи далеки от лидирующих, хотя некоторые из них (например, AT&T, Verizon, France Telecom-Orange и BT) явно усиливают свою активность по предоставлению услуг UCaaS. Аналитики полагают, что именно они и Сisco станут в ближайшее время инициаторами покупки других игроков рынка UCaaS, дабы укрепить собственные позиции.

Вместе с тем в Synergy Research считают, что рост рынка UCaaS оказывает деструктивный эффект на бизнес-сегмент рынка речевых сервисов, и это касается как телефонных операторов, так и производителей оборудования речевой связи для корпоративного рынка, позиции которых с ростом рынка UCaaS ослабевают. И хотя пока проникновение UCaaS в бизнес составляет менее 1% от общей базы телефонных бизнес-абонентов, в последующие пять лет среднегодовой прирост абонентов UCaaS, по мнению аналитиков, составит примерно 76%. А этого вполне достаточно, чтобы инсталляционная база УАТС начала медленно сокращаться, а рост операторских сервисов VoIP (прогнозируемый многими аналитиками) столкнулся с существенными трудностями.

По прогнозам Synergy Research, количество абонентов сервисов UCaaS через пять лет может вырасти в 16 раз, примерно шестикратно увеличатся и доходы сервис-провайдеров этих услуг.

Динамика рынка облачных UCaaS по его сегментам, 2010-2012 гг.

Источник: Synergy Research, январь 2013 г.