Аналитическая компания ITResearch пересмотрела свой прогноз развития российского рынка ноутбуков на 2012г. Причина — сильная динамика рынка в первой половине 2012 г., оказавшаяся выше ожиданий аналитиков. Вот как прокомментировал пересмотр прогноза директор ITResearch Юрий Бонкарев:

«В конце 2011 г. ITResearch давала свои оценки перспектив развития различных сегментов российского ИТ-рынка, включая и мобильные ПК. По данному направлению, как, впрочем, и по многим другим сегментам ИТ-рынка, наш прогноз был достаточно консервативен. Основная причина для этого была в сильной настороженности игроков как российского, так и зарубежного рынков вследствие появления новых признаков возможных макроэкономических проблем.

В сегменте мобильных ПК (ноутбуков и нетбуков) мы ожидали по наиболее вероятному сценарию рост продаж до 25%. В 2011 г. рынок ноутбуков вырос на 29%, что уже было довольно много. Повышательная коррекция, обусловленная продолжением выхода из кризиса, практически закончилась, в результате чего поддержка рынка со стороны этой составляющей уже не могла быть значимой. В 2012 г. темпы роста рынка закономерно должны были упасть и из-за эффекта базы: чем больше установленный парк, тем меньше темпы роста рынка. Кроме того, над рынком довлели макроэкономические риски. Стоит также отметить, что мы видели бурный рост в сегменте конкурирующей продукции (планшетные ПК). В то же время потенциал ультрабуков в краткосрочном периоде оценивался нами, да и другими аналитиками, не очень высоко.

Но уже в течение первых месяцев 2012 г. на российском рынке мобильных ПК произошел настоящий прорыв, и стало очевидно, что наш прогноз был излишне консервативен. Исходя из ситуации по итогам первых кварталов года, а также июля и августа, стало понятно, что итоговые темпы роста рынка ноутбуков в 2012 г. могут достичь 35% и даже превысить эту цифру.

Среди возможных причин изменения ситуации я бы отметил перечисленные ниже.

Хотя в макроэкономическом плане ситуация не выправилась, игроки рынка, похоже, устали от опасений ожидания новой волны кризиса, и их поведение стало гораздо более активным, чем предполагалось. Можно даже сказать, что началось масштабное сражение за лидерство, причем, если ранее в этой жесткой конкуренции участвовали 2-3 компании, то сейчас количество претендентов на лидерство выросло как минимум до 5.

Основной инструмент борьбы — масштабное снижение цен (примерно на 20%) и активная, а в некоторых случаях — агрессивная загрузка канала.

При этом рынок показал очень высокую ценовую эластичность, т. е. ценовая эрозия обернулась сопоставимым всплеском продаж. Причем качественный уровень установленной базы растет: если год назад хорошую систему можно было приобрести за 25 тыс. руб., то сейчас — примерно за 20 тысяч. Пользователь, который раньше мог позволить себе только решение начального уровня, в 2012 г. был способен за очень доступные деньги купить систему среднего уровня. Соответственно low-end-сегмент открылся для новых групп покупателей.

Конечно, такая «смелость» вендоров таит в себе и потенциальные сложности. Если в первой половине года канал с готовностью «переваривал» все ввозимые ноутбуки, но уже к концу лета стало наблюдаться затоваривание, а прибыльность сильно деградировала, а местами и вовсе исчезла.

Сезон Back to school оказался в этом году слаб и не смог оказать поддержку рынку на ожидавшемся уровне. В результате в процессе «расшивки» складов основная надежда остается на предновогодние и рождественские распродажи. О прибыльности мы не говорим, но объемы продаж это поднять может.

Что касается конкурирующего сегмента планшетов, то он оказал ощутимое давление только на подсегмент нетбуков, который все же составлял не очень значительную часть рынка мобильных ПК.

Сегмент ультрабуков заметно «повзрослел», но пока сильным фактором роста рыночных объемов он не стал. Хотя маркетинговое давление Intel ощущается и, скорее всего принесет свои плоды".