По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting (AC&M Consulting), выручка от сервисов с добавленной стоимостью (VAS-услуг) во 2-м квартале 2012 г. в России составила в долларовом исчислении 1 743,5 млн долл. Этот показатель на 110,8 млн долл. (или на 6%) меньше, нежели по результатам 1-го квартала 2012 г. (1 854,3 млн долл.). Во 2-м квартале 2011 г. выручка от VAS-услуг в долларовом исчислении составила 1 527,6 млн долл. К концу первого квартала 2012 года выручка увеличилась на $193,1 млн (или 11,6%), достигнув уже упоминавшейся отметки в $1 854,3 млн. В целом же, со 2-го квартала 2011 г. по 2-й квартал 2012 г. общая выручка от VAS выросла на 14,1%. Если говорить о доле доходов от VAS-сервисов в выручке сотовых операторов в целом, то, по данным исследования AC&M Consulting, доля VAS во 2-м квартале 2012 г. составила 26,1%. У всех операторов «большой тройки» доля в выручке от VAS в целом по сравнению с 1-м кварталом 2012 г. снизилась.

Показатель VAS ARPU во 2-м квартале 2012 г. остался таким же, как и по итогам первого квартала и составил 2,6 долл. Напомним, что ранее динамика этого показателя была такова: по итогам 2-го квартала 2011 г. этот показатель составлял 2,3 долл., в третьем квартале 2011 г. он увеличился до 2,4 долл. и на этой же отметке остался по итогам 4-го квартала 2011 г. В 1-м квартале 2012 г. произошло увеличение рассматриваемого показателя до 2,6 долл. Что касается рублевой статистики, то доходы от VAS в рублях во 2-м квартале 2012 г. снизились на 2,045 млрд руб. (или на 3,6 %) по сравнению с первым кварталом (56,110 млрд руб.) и составили 54, 065 млрд руб.

VAS ARPU по итогам 2-го квартала 2012 г. также снизился — до 79,5 руб., т. е. снижение по сравнению с первым кварталом 2012 г. составило 3 руб., когда VAS ARPU составлял 82,5 руб. Во 2-м квартале 2011 г., так же, как и в рассматриваемый период, динамика была негативной, данный показатель тогда также снизился по отношению к первому кварталу и составил 64,3 руб.

Если говорить про отдельные сегменты VAS, то во 2-м квартале 2012 г. в долларовом исчислении все сегменты продемонстрировали отрицательную динамику по сравнению с предыдущим кварталом. В рублевом исчислении некоторые сегменты дали, пусть и небольшой, но все же прирост показателей.

Больше остальных по отношению к показателям предыдущего квартала просел сегмент контента. В долларовом исчислении выручка от контента во 2-м квартале 2012 г. (492,7млн долл.) уменьшилась на 11,6% по сравнению с первым кварталом (557,3 млн долл.). Отметим, что и второй квартал 2011 года был для этого сегмента неудачным, тогда выручка в этом сегменте (385,7 млн долл.) была меньше, чем кварталом ранее. Потери за квартал тогда составили 18,6 млн долл. или 4,6 %.

В рублевом исчислении выручка от контента за 2-й квартал 2012 г. составила 15,277 млрд руб., что на 1,586 млрд руб. (или на 9,4%) меньше, нежели за первый квартал года (16,863 млрд руб.). Напомним, что выручка от контента за 2-й квартал 2011 г. составила 10,795 млрд руб. и это, было на 8,8% меньше, нежели за 1-й квартал 2011 г.

Сервисы отправки сообщений как в долларовом, так и в рублевом исчислении во 2-м квартале 2012 г. также продемонстрировали негативную динамику по приросту. Так, выручка от данного сегмента в указанный период составила 413,1 млн долл., и это на 9,5% или 43,3 млн долл. ниже, чем по итогам первого квартала года. Опять же и во 2-м квартале 2011 г. этот сегмент продемонстрировал негативную динамику по приросту по отношению к первому. В рублях выручка во 2-м квартале 2012 г. составила 12,810 млрд руб., и это оказалось на 7,2% (или чуть более 1 млрд руб.) меньше, чем в первом квартале года.

Даже сегмент передачи данных, который за последние два года стабильно растет, продемонстрировал хоть и незначительное, но снижение показателей по итогам 2-го квартала 2012 г. в долларовом исчислении. В рублевом исчислении в этом сегменте, напротив, динамика была позитивной. В долларовом исчислении во 2-м квартале 2012 г. показатель по этому сегменту достиг отметки в 753,7 млн долл., что ниже, чем в первом квартале, на 0,1% или 1,1 млн долл. Рассматриваемый сегмент вырос даже во 2-м квартале 2011 г.: показатель тогда достиг отметки в 635,3 млн долл., что было выше, нежели в первом квартале на 8,5%. А вот во 2-м квартале 2010 г сегмент передачи данных демонстрировал негативную динамику.

Что касается VAS-сервисов, попадающих под категорию «остальные», то этот сегмент во втором квартале 2012 года стал еще одним, который, как и услуги передачи данных, продемонстрировал положительный результат по росту в рублевом исчислении, но в долларовом исчислении снижение составило 2% (1,8 млн долл.).

Доля в выручке от VAS в целом по сравнению с 1-м кварталом 2012 г. снизилась у всех операторов «большой тройки». Между тем, лидером во 2-м квартале 2012 г. по доле VAS в выручке из операторов по-прежнему остается «МегаФон», доля которого снизилась до 29,4% с 33 % в 1-м квартале 2012 г. (30% было у «МегаФона» в 4-м квартале 2011 г.). Такая же отрицательная динамика в отчетном периоде продемонстрирована оператором МТС, у которого доля VAS в выручке во 2-м квартале 2012 г. снизилась до 28,2% с 30,8% в первом квартале года (27,8%% было у МТС в 4-м квартале 2012 г.). «ВымпелКом» во 2-м квартале 2012 г. по этому показателю продемонстрировал 26,7%, снизив долю VAS в выручке с 28,4% в 1-м квартале года и показав результат чуть выше, чем в 4-м квартале 2011 г. (тогда доля у «ВымпелКом» составляла 25,1%).

В итоге, по данным Advanced Communications & Media Consulting, во 2-м квартале 2012 г. рынок VAS-сервисов оказался поделен следующим образом. На первом месте, как и в прошлом квартале, остается МТС с 32,8%. Немного ему уступает «МегаФон» с 32,5%. Третье место занял «ВымпелКом» с 27,6 % (по сравнению с 1-м кварталом 2012 г. доля этого оператора немного выросла). На долю остальных операторов пришлось 7,1% (потери в 0,1% по сравнению с 1-м кварталом 2012 г.).

Что касается долей операторов по итогам 2-о квартала 2012 г. на рынке VAS-услуг по отдельным направлениям, то в сегменте контента «ВымпелКом» занимает 33,2 %, МТС — 32,6 %, «МегаФон» — 29,2 %. На долю остальных операторов приходится 5 %. В сегменте сервисов по отправке сообщений положение таково: 34 % у МТС, 27,2 % у «МегаФона», 25,2 % — у «ВымпелКома» и 13,6 % у других операторов. В сегменте передачи данных лидером по доле рынка остается «МегаФон», на которого пришлось 36,5%, на долю МТС — 33,7 %. «ВымпелКом» получил 24,8 %, а доля остальных операторов составила 5 %. В других VAS-сервисах лидерские позиции остались у «МегаФон», который получил 41,6 %. На втором месте — «ВымпелКом» с 32 %. При этом МТС занимает третье место с 19,2%, довольно значительно обогнав остальных операторов, на чью долю пришлось 7,2 %.