По данным совместного исследования* компаний Marketvisio и Orange Business Services, более 50% российских компаний сегмента SME (small and medium-sized enterprises) увеличат свои расходы на ИТ и телекоммуникационные услуги. Изменение бюджетов во многом связано с ростом внимания компаний сегмента SME к «облачным» сервисам. Так, 46% компаний, которые еще не используют «облачные» решения, планируют это сделать в скором будущем. Далее по приоритету следуют унифицированные коммуникации и видеосервисы (см. диаграмму 1). При этом почти половина респондентов в настоящее время используют для организации видеоконференций Skype.

Намерения СМБ-компаний увеличить бюджет в определенные сферы ИТ

Другое направление перераспределения бюджетов — переход компаний на ИТ-аутсорсинг. По результатам опроса, 22,3 % компаний уже сейчас в том или ином объеме отдают ИТ на аутсорсинг, а 25,8% планируют увеличить свои расходы на аутсорсинг в 2012 г. Респонденты называют следующие услуги наиболее значимыми в сфере ИТ-аутсорсинга:

  • Развитие бизнес-приложений и интеграция (37,1% респондентов);
  • аутсорсинг ИТ—инфраструктуры (33,3% респондентов);
  • постоянное техническое обслуживание (28,9 % респондентов);
  • хостинг и управление бизнес-приложениями (23,9 % респондентов);
  • аутсорсинг менеджмента ИТ-инфраструктуры (22,0% респондентов).

Главным мотивационным фактором для передачи функций ИТ внешним подрядчикам является недостаток квалифицированного персонала в компаниях. Тем не менее доля компаний, которые решают ИТ-задачи самостоятельно, больше, чем доля тех, которые переходят на аутсорсинг. Одним из важных демотивационных факторов отмечается неуверенность в безопасности личных данных компании в случае их передачи вовне.

Наибольший рост бюджетов на ИТ и телекоммуникационные услуги планируется в компаниях Дальнего Востока (в среднем 66% компаний), Сибири и Урала (51%), Москвы (47%) и Поволжья (46%). Компании ЮФО преимущественно сохранят прежний уровень расходов (см. диаграмму).

Изменение ИКТ-бюджетов в СМБ в 2012 г. по регионам РФ

Как пояснил Павел Паплински, директор департамента стратегии и маркетинга Orange Business Services в России и СНГ " ...сокращение бюджетов в отдельных компаниях нужно воспринимать как позитивное явление: снижение затрат зачастую говорит о применении более современных технологий и о выборе оптимального поставщика телекоммуникационных и ИТ-услуг".

*Исследование проводилось в 14 городах России среди 712 компаний среднего и малого бизнеса из таких отраслей, как банковская и финансовая, FMCG и ритейл, логистика и транспорт, энергетика, высокотехнологичные компании. 93.3% компаний, принявших участие в опросе, являются российскими.