о данным исследования фонда "Общественное мнение" (ФОМ), проведенного в ноябре–декабре 2010 г., сейчас "мобильная" Интернет-аудитория в России составляет около 22 млн человек (18% населения старше 12 лет). Этот показатель уже сопоставим с распространением домашнего проводного широкополосного доступа (ШПД), которым пользуются 31 млн человек.

Согласно исследованию, практически каждый второй россиянин старше 12 лет (около 57 млн человек) пользуется Интернетом, при этом каждый третий из них для выхода в Интернет использует мобильный телефон или другое мобильное устройство.

Основным трендом в распространении Интернета можно назвать взрывной рост доли активной аудитории на фоне общего увеличения числа Интернет-пользователей в целом – соответственно на 94% и 43% за 2 года. Сейчас ядро Интернет-аудитории – пользователи, выходившие в Сеть хотя бы раз за последние сутки, – составляет 40 млн человек, или 33% населения старше 12 лет.

По мнению аналитиков ФОМ, ключевыми факторами, определяющими включенность в Интернет-аудиторию, являются возраст и место жительства. В крупных городах-миллионниках 6 из 10-ти жителей выходят в Интернет как минимум раз в месяц, но чем меньше размер населенного пункта, тем ниже этот показатель: в селах Интернетом охвачено лишь 29% жителей (см. рис. 1).

Рис. 1. Доли различных интернет-пользователей в группах по возрасту и месту проживания, в % от группы

Источник: ФОМ

Общий уровень "мобилизации" страны достаточно высок. Хотя бы один мобильный телефон или мобильное устройство есть у 86% населения старше 12 лет. И для подавляющего большинства основным мобильным устройством является обычный мобильный телефон. Доля сложных и функциональных смартфонов, коммуникаторов и т. п. составляет всего около 9%. Самые популярные в России марки мобильных телефонов – Nokia и Samsung (аппараты этих фирм имеют соответственно 41% и 30% пользователей мобильных телефонов), с более чем троекратным отрывом опередившие конкурентов.

Выяснилось также, что самая популярная функция мобильного телефона, помимо возможности вести разговор, – отправка SMS-сообщений (63%). Фотографирует на свой мобильный телефон (мобильное устройство) примерно каждый четвертый пользователь (см. рис. 2).

Рис. 2. Пять самых популярных практик пользования мобильным телефоном (исключая разговоры), в % от владельцев мобильных телефонов / устройств.

Источник: ФОМ

Наиболее активно всеми возможностями мобильного устройства пользуются люди в возрасте 12-20 лет, в более старших возрастных группах степень использования тех или иных функций стремительно снижается. Если среднестатистический пользователь мобильного телефона использует в нем 3 функции, включая разговор, то среди молодежи этот показатель превышает 5, а среди пользователей мобильного Интернета – 7.

О важности функции выхода в Интернет с помощью мобильных устройств говорят лишь 22% их обладателей. Интересно, что примерно каждый пятый пользователь мобильного Интернета заявляет, что эта возможность для него не важна. Этот факт объясняется тем, что для подавляющего большинства пользователей мобильного Интернета выход в Сеть с телефона / мобильного устройства не является единственным и основным. Например, три четверти аудитории мобильного Интернета имеют также доступ из дома.

Проведенное исследование свидетельствует, с одной стороны, об относительно широком распространении мобильного Интернета среди россиян. С другой же стороны мобильный доступ в Интернет оказывается в значительной степени вторичным и дополнительным по отношению к иным способам выхода в Сеть, прежде всего – по ШПД (особенно в городах). Использование мобильного Интернета пока чаще всего сопряжено с решением срочных и оперативных коммуникационных и поисковых задач в ситуации отсутствия стационарного доступа к Сети.