Рынок сканеров уже давно приобрел статус затухающего сегмента. Даже в благополучный предкризисный период аналитики фиксировали постоянный спад продаж этого класса устройств. В кризис эти процессы первоначально только усилились, хотя налицо определенная неравномерность этой динамики.

Если в первой половине 2009 г. наблюдалось существенное ускорение «хронического» спада (более, чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.), то к лету появились признаки стабилизации спроса. К концу 2009 г. темпы снижения продаж оказались ближе к своему «нормальному» уровню в 15—17% в годовом исчислении, который наблюдался в предкризисные годы (см. рисунок). Вновь стал действовать и сезонный фактор, хотя его влияние сказывалось не так сильно, как прежде — итоги последнего квартала показали существенный рост спроса и продажи во второй половине года оказались несколько лучше, чем в первой. Тем не менее в целом за 2009 г. рынок сократился по сравнению с предыдущим годом почти на 50%.

Так же, как и в сегменте принтеров, на рынке сканеров заметно возросло влияние факторы цены, о чем можно судить по изменению структуры продаж сканеров. В отличие от тенденции предыдущих лет к смещению спроса на модели с более высокими характеристиками и, соответственно, более дорогие, вновь увеличилась доля планшетников стоимостью меньше 100 долл. Это было особенно заметно в первой половине года, когда на такие сканеры приходилось до 3/4 всех проданных устройств. В дальнейшем влияние ценового фактора ослабло, не в последнюю очередь из-за значительного роста цен — на некоторые из массовых моделей планшетных сканеров средняя розничная цена увеличилась за год на 15—20%. При этом часть из них перешла в следующую категорию, перераспределив тем самым рынок в пользу более дорогих устройств. В частности, среди low-end-моделей больше не осталось продуктов компании Epson, усилившей свои доминирующие позиции на рынке недорогих фотосканеров, предназначенных для широкого круга потребителей (категория 101–200 долл.), и в младшем подсегменте остались продукты лишь трех производителей — Canon, Hewlett-Packard и Mustek.

Заметные признаки восстановления спроса наблюдались в старшем ценовом сегменте (свыше 500 долл.), где представлены профессиональные графические сканеры и универсальные офисные модели с малым временем сканирования. После значительного падения в конце 2008 г. продажи этих устройств росли на протяжении всех четырех кварталов 2009 г. и за последние два их было продано в полтора раза больше, чем в первой половине года.

Динамика продаж планшетных сканеров (показатель Q1 2008 принят за единицу)

В наибольшей степени падение спроса проявилось в среднем ценовом сегменте планшетных сканеров (200–500 долл.) — по сравнению с 2008 г. объем продаж таких моделей сократился почти в четыре раза. Судя по всему, по соотношению цена/потребительские качества для пользователей предпочтительными оказались либо более простые и дешевые, либо профессиональные графические модели.

Как уже отмечалось, палочкой-выручалочкой рынка сканеров становится сегмент документ-сканеров, который оказался более устойчивым к экономическим трудностям. Здесь уже в первой, самой тяжелой половине года, падение спроса прекратилось и даже наметилось некоторое его оживление. В последних двух кварталах темпы роста существенно возросли, и в количественном выражении объем продаж увеличился в полтора раза. А, судя по данным отчетов аналитической компании ITResearch, в первом полугодии текущего года в этом сегменте рынка сохраняется тенденция к активному росту спроса.

В структуре продаж документ-сканеров наиболее высокие темпы роста демонстрировали модели для рабочих групп производительностью 31–60 стр./мин. К концу прошлого года штучные продажи в этом сегменте почти удвоились (по сравнению с первым полугодием), а в денежном выражении выросли больше чем вдвое.

К концу года более активно стали вести закупочную деятельность и потребители высокопроизводительных сканеров для потоковой обработки материалов (свыше 60 стр./мин), хотя темпы прироста продаж в старших сегментах рынка были ниже, чем в других категориях документ-сканеров. Поскольку во многих случаях приобретение скоростных устройств связано с реализацией тех или иных проектов по развитию систем электронного документооборота или коммерческому их использованию, то усиление динамики может служить дополнительным признаком размораживания ситуации с корпоративными ИТ-бюджетами, подвергшимися существенному сокращению в предшествующий период. Опережающие темпы роста наблюдались также в отдельных категориях устройств, например, почти в три раза увеличились продажи сетевых документ-сканеров, а в конце года заметно повысилась востребованность моделей формата А3, доля которых в структуре продаж возросла в полтора раза.

В позициях лидеров существенных изменений не произошло. В целом по итогам 2009 г. в самой массовой категории документ-сканеров (производительностью до 30 стр./мин) первые три места по-прежнему занимают производители традиционных планшетников — Canon, Epson и Hewlett-Packard. В сегменте устройств для рабочих групп доминирующее положение сохраняет за собой компания Fujitsu, а на рынке высокоскоростных потоковых устройств свыше 90% продаж пришлось на продукты Canon, Fujitsu, Kodak и Panasonic.

Подробнее о современных тенденциях в различных сегментах российского рынка устройств hardcopy см. в материале «На треть меньше», «Бестселлеры IT-рынка», №2 2010.