Мультимедийные проекторы стоят особняком в ряду визуальных средств, поскольку не обладают фиксированным экраном, давая таким образом возможность пользователям получать нужный размер изображения. Это плюс мобильность проекторов делают их достаточно уникальным продуктом, находящим своего покупателя (к сожалению, пока не массового). Несмотря на все усилия вендоров, ММП до сих пор являются преимущественно корпоративным продуктом, — на рынок домашних кинотеатров и развлечений попадает всего около 10% устройств (экспертная оценка). При этом большая часть проекторов продавалась именно через тендеры (преимущественно, в сферу образования), и именно потому первая половина 2009 г. была для этой отрасли просто катастрофичной (розница не могла «вытащить» продажи, ибо ее фактически нет).

Если в IV квартале 2008 г. (когда закрывались бюджеты) продажи проекторов снизились на 17% в годовом исчислении, то в Q1 2009 рынок упал по отношению к Q1 2008 почти на 40% в штуках. Во II квартале 2009 г. проекторы показали объемы продаж, примерно равные уровню I квартала. Однако, поскольку в 2008 г. первый квартал был откровенно неудачным, наблюдалось увеличение темпов падения — до 55%. В деньгах, из-за снижения стоимости проекторов, снижение было еще более масштабным.

Всего за первое полугодие 2009 г. было продано всего около 28 тыс. устройств на сумму менее 33 млн долл. В годовом исчислении рынок сократился на 48% в штуках и на 57% в деньгах. Различие в данных темпах падения обусловлено снижением средневзвешенной стоимости проекторов, причем оно произошло еще в IV квартале 2008 г., и в течение кризиса ММП уже далее не дешевели. По-видимому, цены уперлись в себестоимость, и производители и канал здраво не стали наращивать убытки, понимая, что в данной ситуации и снижение цен не спасет.

На рынке проекторов продолжают доминировать ультрапоративные устройства весом 5–10 фунтов (2,25–4,5 кг), на которые теперь приходится почти 80% продаж. Такие устройства самые универсальные, при этом не требуют особых технических ухищрений, что позволяет выпускать наиболее дешевые аппараты — особо востребованная сейчас характеристика.

Более легкие (микропортативные) устройства занимают 12,5% рынка, и их доля за год еще уменьшилась. По-видимому, востребованность самых мобильных аппаратов, тем более во время кризиса, никак не желает расти. Также не пользуются активным спросом более мощные портативные проекторы.

Однако отмеченные структурные сдвиги на рынке проекторов оказались довольно незначительными. На фоне тотального уменьшения объемов продаж такое отсутствие существенных изменений означает, что ни один из целевых рынков для проекторов не остался вне негативных факторов, и снижение шло по «широкому фронту».

Из самых последних новостей следует отметить отказ от продвижения проекторов компанией Toshiba. Данное решение было очень неожиданным и достаточно необъяснимым, поскольку вендор всегда входил в лидирующую группу производителей проекторов. Что подвигло фирму на данное решение, остается только гадать. Возможно, компания Toshiba давно разочаровалась в данном рынке, который упорно не хочет становиться массовым, и кризис только ускорил принятие решения. Но не исключено, что сами проекторы здесь ни при чем, и это решение идет в русле общих глобальных изменений структуры бизнеса Toshiba, о которых было объявлено в конце лета 2009 г. Компания взяла курс на концентрацию усилий и повышению эффективности тех направлений (особенно индустриальных), где она особенно сильна, и относительно маленькое направление ММП просто пало жертвой перегруппировки сил.

Больше пока (на конец октября) никто не покинул российский рынок проекторов. Группа лидеров прежняя: Acer, BenQ, Epson, NEC. Также стоит выделить компанию Sanyo, которая продает несколько меньше, но благодаря внушительному ценовому индексу входит в группу лидеров по обороту.

Подробнее о структуре продаж средств визуализации см. в материале «На дне», «Бестселлеры IT-рынка, № 4 2009».