В то время как продажи плоских телевизоров в 2008 г. росли вопреки всем неблагоприятным факторам, информационные панели, производимые по тем же технологиям, но предназначенные для профессионального рынка, весь прошлый год были под давлением различных обстоятельств и не реализовали свой потенциал даже наполовину. Тут необходимо понимать, что основным покупателем больших профессиональных панелей пока выступают крупные корпоративные клиенты (enterprise), у которых планирование происходит очень взвешенно, с учетом всех факторов. Прошлый год начался с масштабного обвала фондовых рынков, затем шли выборы, что вносило некоторую неопределенность на будущее, а затем уже стало ясно, что грядет что-то страшное. А IV квартал 2008 г. заставил и немногих оставшихся клиентов отказаться от реализации своих проектов, что повлекло за собой значительное падение отрасли. Если во II и III кварталах рынок шел с небольшим опережением (порядка 5%) к показателям 2007 г, то IV квартал составил всего 59% от продаж аналогичного квартала 2007 г.

В результате по итогам 2008 г. было продано всего 11,84 тыс. информационных панелей (как плазменных, так и ЖК), что оказалось почти на 20% хуже показателей предыдущего года. А денежные показатели, вследствие 15%-ного падения цен, снизились почти на 32%.

Можно отметить, что первый квартал этого года оказался просто обвальным, и текущие объемы продаж более чем в три раза меньше года предыдущего. Дело в том, что данное оборудование до сих пор в большинстве случаев воспринимается как вспомогательное, а не как необходимое для основной деятельности. Значит, во время кризиса от него можно отказаться. Кроме того, очень вероятной представляется следующая гипотеза: в условиях падения покупательной способности клиентов обострилась замена профессиональных панелей телевизорами, на которые предлагаются чрезвычайно привлекательные условия.

Несмотря на отмеченный обвал, мы остаемся оптимистично настроенными по поводу этого сегмента. Дело в том, что на его основе зарождается мощнейший рынок — Digital Signage, что можно определить как цифровые рекламно-информационные технологии. Это уже подпадает под основную деятельность и может оказаться не затратным направлением, а центром прибыли. Размещение экранов необходимо как рекламным агентствам, так и розничным сетям (в первую очередь), которые могут получать отчисления от рекламодателей, а также стимулировать продажи. Все это формирует значительный потенциальный рынок, который просто обязан реализоваться, как только ситуация в экономике немного улучшится.

Продолжается смещение рынка профессиональных панелей в сторону больших диагоналей. За год сегмент панелей 46 дюймов и более увеличил долю с 20 до 40%. Однако 42-дюйм панели пока представляют собой основной сегмент рынка.

Наиболее активные игроки данного рынка в 2008 г. — компании* LG, NEC, Panasonic и Samsung.

* Компании перечислены в алфавитном порядке.

Подробнее о структуре продаж на российском рынке инфопанелей и других средств визуализации см. статью «Шок в системе», «Бестселлеры IT-рынка, № 2, 2009».