Хорошие показатели первых кварталов 2008 г. позволили российскому ИТ-рынку в целом показать вполне удачную динамику — по итогам года он, по данным аналитического центра REAL-IT, вырос на 12,7%. Хотя этот результат является худшим за последние годы, да и указанные темпы роста оказались вдвое ниже прогнозировавшихся в начале 2008 г., но, во-первых, все-таки речь по-прежнему идет о росте, а не о падении, а, во-вторых, — даже в лучшие времена большинство стран мира таким показателям позавидовали бы.

Когда рынок плохо развивается, всегда хочется определить (нащупать точки его потенциального роста. В связи с этим представляется интересным взглянуть на такую часть рынка ИТ, как Интернет. Исследование, проведенное партнерами REAL-IT из Фонда «Общественное мнение», зафиксировало, что на конец 2008 г. полугодовая интернет-аудитория среди взрослого населения (старше 18 лет) составила уже 30%, а вместе с молодыми пользователями (с 12 лет) — 34%. Таким образом, несмотря на кризис, рост интернет-аудитории продолжился довольно высокими темпами: с лета до осени прошлого года численность полугодовой аудитории увеличилась с 33,7 до 34,4 млн человек. И при этом еще 3,5% населения планировали начать пользоваться Интернетом ближайшее время — а это не только потенциальный рынок для телекоммуникационных компаний, но и для продаж сетевого оборудования (правда, в основном, — в не очень прибыльную для производителей розницу, основные вложения в свою инфраструктуру провайдеры сделали до кризиса).

Сравнение с результатами прошлых лет свидетельствует не только о росте интернет-аудитории, но и о развитии технической инфраструктуры и изменении социально-демографической структуры пользователей. Так, если осенью 2007 г. широкополосный домашний Интернет имел 41% месячной интернет-аудитории, то через год этот показатель вырос до 50%.

Уже нельзя утверждать, что интернет-пользователи — какая-то особенная группа населения. Глобальная Сеть становится «местом обитания» представителей самых разных слоев общества. Так, осенью 2004 г. на долю мегаполисов приходилось 44% интернет-пользователей, а в 2008-ом их доля снизилась на 10 процентных пунктов. Кроме того, аудитория повзрослела: в ней на 5% (с 36 до 31%) снизилась доля молодежи (людей в возрасте 18-24 года).

Все это позволяет говорить о достаточно хороших перспективах в наступившем году для интернет-компаний. Причем, речь идет и о тех, кто оказывает какие-то сервисы вокруг Сети (например, в области веб-разработок) — реальное присутствие в интернет-среде становится более актуальным для офлайновых компаний, и о собственно интернет-игроках, которые получают большую аудиторию для возможной монетизации и явные конкурентные преимущества как рекламный носитель в условиях повсеместного кризисного сокращения маркетинговых расходов.

Вот только реализуется этот шанс или нет — зависит о того, насколько не-ИТ-бизнес будет ориентироваться на выход из кризиса путем повышения собственной эффективности, а не за счет получения дотаций и преференций. И это в ближайший год определит картину как интернет-рынка, так и ИТ-рынка в целом.

Подробнее об итогах российского ИТ-рынка в 2008 г. в целом и в различных его сегментах см. в материале «Итоги и перспективы. Российский ИТ-рынок в 2008 году», «Бестселлеры IT-рынка, № 1, 2009».