«Лаборатория Касперского» опубликовала очередной отчет, посвященный анализу спам-рынка. В нем указывается, что начало года традиционно характеризуется высокими показателями доли спама в почтовом трафике. В первом квартале 2009 г. на спам пришлось 86,8% от общего объема корреспонденции, что почти на 5% превысило среднестатистический показатель 2008 г.

Существенно возросла доля графического спама, в среднем она составила 16,3% (для сравнения: в последнем квартале 2008 г. — 9,6%). Среди стран-источников спама в Рунете по-прежнему лидируют Россия (14%) и США (10,3%). На третьем месте оказалась Бразилия (7,7%). В первом квартале 2009 г. на долю России и США приходится 24,3% рассылаемого спама, а доли всех остальных стран распределены более равномерно, чем в прошлом году.

72% писем, относящихся к мусорной почте, в Рунете — на русском языке. По сравнению с прошлым годом на 6% увеличилось количество англоязычных сообщений: они составили 20% спам-почты.

С начала 2009 г. процент электронных писем, содержащих ссылки на фишинговые сайты, постепенно снижается. По итогам первого квартала на долю таких писем в среднем пришлось 0,54 % всего почтового трафика.

Вероятно, в условиях экономического кризиса некоторые заказчики спама разорились или отказались от спамерских услуг: по сравнению с предыдущим кварталом доля рубрики «реклама спамерских услуг» выросла в три раза и достигла 15% всего спам-трафика. При этом в письмах, предлагающих рассылку спам-рекламы, стало существенно больше попыток «обелить» этот нелегальный бизнес и очернить конкурентов.

Количество спама в почтовом трафике в первом квартале 2009 г. было весьма велико, его доля вновь достигла уровня, предшествовавшего закрытию провайдера McColo (центра управления сетями рассылки мусорной почты). Однако спамеры делают ставку на количество в ущерб качеству: арсенал используемых трюков практически не претерпел изменений.

Заказчиков спама в условиях кризиса стало существенно меньше и пока неясно, удастся ли спамерам в ходе их агрессивной рекламной кампании привлечь новых клиентов.