Ультрамобильные проекторы на российском рынке

Ромэна Мочар

Традиционно, за уже более чем 15 лет исследований российского рынка проекторов компанией ITResearch, самые компактные и легкие устройства формировали в наших отчетах сегмент микропортативных проекторов. Кстати, это не наше изобретение — данная общепринятая сегментация пришла с «Запада» и начиналась она с микропроекторных устройств весом до 5 фунтов или же 2,25 кг. Следующая группа — наиболее массовый сегмент — ультрапортативные проекторы весом от 10 до 50 фунтов (2,25-4,5 кг.). И так далее.

Но технологии не стоят на месте. У тех же ноутбуков, в связке с которыми чаще всего работают проекторы, за последние годы габариты и вес уменьшились просто катастрофически. И компьютеры весом около килограмма если еще не считаются массовыми то, по крайней мере, ими уже никого не удивишь. Также много людей пользуются планшетами, масса которых составляет нескольких сот граммов, но при этом они достаточно функциональны для работы и демонстрации презентаций.

Весь мир становится мобильным, но что же с проекторами? Насколько прогресс в этой отрасли движется в сторону мобильности, и что могут предложить потребителям самые легкие аппараты из имеющихся на рынке? Допустим, с весом ниже психологической отметки в 1 кг, которых впору начинать именовать ультрамобильными проекторами?

Уточняем: речь идет не о «карманных» пико-проекторах, а о вполне полноценных устройствах весом примерно от 400 г, имеющих вид обычного проектора, только очень-очень маленького, и обеспечивающих световой поток, достаточный для работы без полного затемнения.

Вопрос отнюдь не праздный, ведь, возможно, наши «микропортативные» проекторы — это уже давно устаревшее понятие, и наступила пора сегментировать рынок совсем по-другому. И нет ли здесь скрытой точки роста для рынка проекторов, испытывающего последнее время немалые трудности?

Действительно, российский рынок проекторов после пика в 2012 г. (обусловленного масштабными государственными закупками в сферу образования) уверенно снижается (см. рис. 1), упав по сравнению с уровнями 2010 г. на 22%. При этом сегмент микропортативных аппаратов, продолжавший рост в 2013 и 2014 гг., в 2015 г. тоже пошел на снижение, но все равно пока остается в небольшом «плюсе».

Выделенный нами субсегмент ультрамобильных проекторов (до 1 кг включительно) фактически начал складываться году в 2008-м, собственно, с появлением LED-проекторов. До этого нам в этой весовой категории вспоминается всего лишь одна модель производства Toshiba, имевшая традиционную флуоресцентную подсветку, чей вес составлял ровно 1 кг.

На протяжении следующих двух лет на российском рынке было представлено всего 1-2 модели LED-проекторов весом до 1 кг, и о рынке таких аппаратов говорить было просто бессмысленно. Но уже с 2010 г. их продажи начали исчисляться десятками и даже сотнями штук. С этого момента, пожалуй, и можно вести исчисление эры сверхлегких LED-проекторов (если она, конечно, состоится).

1.gif

Рис. 1. Динамика рынка проекторов и самых легких сегментов (по сравнению с уровнями 2010 г.).

На протяжении нескольких лет продажи ультрамобильных проекторов росли просто взрывными темпами (см. рис. 1), но затем резко пошли вниз, и в прошлом году они чувствовали себя хуже большинства остальных сегментов, снизившись почти на четверть по сравнению с уровнями 2010 г. На первый взгляд такая динамика выглядит обескураживающей. Но на самом деле пока все идет в рамках классической теории маркетинга. Ничего страшного пока не происходит.

Напрашивается гипотеза, что все «суперноваторы» быстро закупили данную новинку, но их традиционно меньшинство и они не способны обеспечить реально значительные объемы продаж. А «новаторы» и даже «раннее большинство» пока отложили покупки, в первую очередь из-за экономических факторов. Дело в том, что цены на такие устройства довольно ощутимы (об этом подробнее ниже), и если в 2012-2014 гг. расстаться примерно с 20 тыс. руб. для любителя новинок было не столь уж обременительно, то в 2015 г., с ростом курса доллара речь шла уже о суммах порядка 40 тыс. руб. И это уже довольно значительная (фактически отсекающая) стоимость для «игрушки».

А если говорить не об игрушке, а о рабочем инструменте (например, для выездных презентаций), то из исследований ITResearch мы хорошо помним, что данный сегмент также крайне чувствителен к различным проблемам в экономике. С сокращением деловой активности и уменьшением количества командировок неизбежно снижается спрос на соответствующее оборудование. По крайней мере руководство призывает обходиться тем, что есть: не до новинок.

Конечно, было бы опрометчиво утверждать, что с вероятностью 146% данный субсегмент «выстрелит» сразу же после того, как ситуация в экономике выправится (меньше — да, мы в это пока еще верим!). Но технологии непрерывно развиваются, и уже сейчас есть целый ряд моделей ультрамобильных проекторов, которые по своим техническим характеристикам становятся сопоставимыми со своими «старшими» собратьями. То есть это уже не игрушки, а вполне адекватный инструмент. Вкупе с их таким огромным конкурентным преимуществом, как минимальные габариты и вес, а также с открытием новых потребительских ниш, можно с достаточной уверенностью делать самые оптимистичные прогнозы.

Возвращаясь к теории «жизненных циклов», можно ожидать, что после первичного всплеска продаж и резкого снижения нас ждет формирование полноценного рынка, с охватом широких масс потребителей и значительными объемами продаж.

Основные тренды

Основным индикатором, позволяющим нам делать оптимистичные заявления о росте данного субсегмента, является динамика количества моделей (см. рис. 2). В последние годы представленность в группе растет очень быстрыми темпами, и на сегодняшний момент превышает 20 моделей.

2.gif

Рис. 2. Динамика количества моделей ультрамобильных проекторов на рынке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.