Структура продаж на российском рынке ноутбуков

По данным компании ITResearch, российский рынок ноутбуков за первое полугодие 2015 г. составил 1,08 млн штук. По динамике рынок ушел в минус резче, чем когда-либо — на 48%. Первый квартал вообще был обескураживающим: −54%, во втором положение чуть подправилось, но все равно о позитиве говорить не приходится.

Сегодня в глубоко отрицательной зоне находятся все подсегменты российского компьютерного рынка, но ноутбуки по-прежнему падают сильнее других (рис. 1).

Рис. 1. Динамика сегментов компьютерного рынка в натуральном выражении.

Удельный вклад ноутбуков в компьютерную сферу продолжает сокращаться, хотя уже не столь сильными темпами, так как их основного конкурента — сегмент планшетов — также накрыла волна рецессии.

Рис. 2. Динамика структуры российского компьютерного рынка по основным сегментам в натуральном выражении.

Причины в значительной степени те же, что и на глобальном рынке. Общее насыщение в потребительском секторе, переключение потребителей на планшеты, стагнирующий рынок замены устаревающего парка, низкий уровень спроса в деловом секторе. В России к этому добавляется фактор резкого взлета цен в рублевом эквиваленте, сильно понижающий покупательную способность массового потребителя. В результате мировой рынок ПК сокращается, но наш снижается еще сильнее.

Рынок падает не только в натуральном выражении, но, что еще важнее для производителей, — и в денежном. (Имеется в виду долларовое выражение, конечно.) Маржинальность падает. Это отлично видно на рис. 3, где показано соотношение продаж ноутбуков на базе «стандартной» компонентной базы — Intel Core или старших чипах AMD и «бюджетной» — на базе усеченных платформ Intel Bay Trail и AMD Beema. Именно бюджетные системы сегодня составляют уже свыше половины объема сбыта, стремительно набрав вес с момента запуска таких компонентных платформ в начале 2014 г.

Рис 3. Динамика соотношения продаж различных категорий ноутбуков в натуральном выражении.

Удешевление структуры сбыта — следствие все тех же процессов, которые приводят к падению штучных продаж. Парк устройств, закупленных в прежние годы, обновляется плохо, рынок живет за счет первичных закупок, которые на насыщенном рынке не способны обеспечить воспроизводство показателей, не уже говоря о росте.

Фактор Windows 10

Естественный вопрос, который сейчас интересует всех: приведет ли выход Windows 10 к значимому росту рынка замены устаревшего парка? Не думаем. Тут дело в целевой аудитории потребителей ноутбуков в сравнении с десктопами.

Корпоративная составляющая в мобильной сфере меньше, чем в настольной, если говорить о массовых рабочих местах персонала. В корпоративной среде решение о переходе на новую ОС с закупкой новой техники может быть принято ИТ-департаментом авторитарно. Компания обновляет софт единовременно для большого числа пользователей, дабы не допускать «зоопарка» платформ. Но новую ОС ставить на старое «железо» не хочется, так что проводится тендер и производится массовая закупка новой техники. И в конце 2014 г. мы отчетливо видели влияние этого подхода на продажи настольных ПК для рабочих мест организаций госсектора и крупных компаний. Сегмент десктопов тогда действительно поправил свое положение именно на корпоративной составляющей.

В секторе же малого бизнеса и, тем более, в потребительском сегменте эффект от перехода к новым версиям системного ПО оказывается более размытым. А в сфере ноутбуков превалирует именно такая клиентура. Как следствие, эффект от отказа от Windows XP в секторе мобильных ПК практически не был заметен. Кроме того, парк ноутбуков в среднем все же поновей десктопного — в эксплуатации машины в основном на Windows 7 или 8, присутствие XP здесь все-таки явно меньше. А с переходом на Windows 10 и того хлеще: для пользователей 7-ой и 8-ой версии он осуществляется бесплатно, простым обновлением. Так что выпуск Win10 вряд ли окажет здесь значимый эффект на продажи. Сильного оживления рынка, в смысле рынка закупки техники на замену устаревшей, под эгидой новинок Microsoft здесь не планируется и в этот раз.

Вендоры

Безоговорочным лидером продаж ноутбуков по итогам полугодия стала компания Lenovo, с долей рынка 27% в натуральном выражении. И это при том, что компания под прошлый рождественский сезон устроила глобальный слив продукции в канал, в результате чего первые месяцы года она отгрузки фактически приостановила. Концентрация рынка очень высока. Лидирующая тройка (в которую входят еще Acer и Asus) суммарно продала 71% всех ноутбуков в России. А если сюда добавить еще DNS и HP, то получим, что эта пятерка сделала почти весь рынок (92%).

Успех марки DEXP (DNS), конечно, интересен, так как отечественных брендов в верхних строчках ноутбучного рейтинга не значилось с первой половины нулевых годов. В период падающего рубля российские компании все-таки смогли зацепиться за рынок. Так, в завершающем квартале 2014 г. суммарная доля «россиян» в сбыте мобильных ПК с трудом превышала 3%, но и это почиталось достижением. В рассматриваемый же период она составляла уже целых 9%

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.