Экспертные мнения

В 2014 г. российский рынок проекторов столкнулся с проблемами, сопоставимыми по негативному воздействию с кризисом 2009 г. И если первый квартал ряд вендоров еще вытянули благодаря образовательным тендерам, то во втором квартале рынок пошел резко вниз.

Редакция журнала «Бестселлеры IT-рынка» обсуждает текущее состояние и перспективы изменения основных структурных параметров российского рынка проекторов с экспертами ведущих компаний, предложив им дать свои оценки по следующим вопросам:

1. Каков на ваш взгляд вклад (в %, в штуках) основных целевых рынков на российском рынке проекторов?

— образовательный сектор (решения начального класса);

— образовательный сектор (короткофокусные и ультракороткофокусные решения);

— инсталляционные решения в бизнесе и образовании;

— решения для мобильных презентаций;

— универсальные проекторы; домашние проекторы.

2. Поменялась ли за последнее время расстановка сил между данными сегментами? Какие из них чувствуют себя лучше или хуже других? Почему?

3. Какие у Вас ожидания по спросу в данных сегментах? На конец 2014-го? На 2015-й год?

«Вклад различных сегментов в общую структуру рынка проекторов сильно неоднороден. Образовательный сектор, если понимать под ним не только школу, а шире, включая бизнес-образование, дает большой вклад, наверное, порядка 80%. Плюс еще я бы отнес 5% на подсегмент образовательного сектора, ориентированный на короткофокусные и ультракороткофокусные решения, т. е. в разы меньше. Это в общем объяснимо и ожидаемо, поскольку программа оснащения школ интерактивным оборудованием закончена. Так, поставки интерактивных досок в сравнении с позапрошлым годом снизились в 4-5 раз.

Доля инсталляционных решений в бизнесе и образовании в штучном выражении крайне мала (не более 3%), в денежном все гораздо лучше. Но сегмент более или менее стабилен.

Сегмент решений для мобильных презентаций вообще пренебрежимо мал (буквально пара процентов).

Универсальные, в том числе домашние проекторы дают около 10%. Поставки здесь сохраняются на уровне прежних лет в штучном выражении.

Относительно перспектив хорошего сказать нечего. До конца года и в следующем году роста спроса скорее всего не будет, в лучшем случае все будет стагнировать», — Андрей Таскаев, компания BenQ.

«Оценивать пропорции сегментов рынка проекторов, опираясь только на свои продажи, я бы не стал. Это дело аналитиков, той же компании ITResearch, которая владеет наиболее полной, на наш взгляд, статистикой в этом вопросе.

На качественном уровне я бы отметил, что во всех сегментах складывается не самая лучшая ситуация. Сильно упал рынок образования, где доля тендеров самая высокая. В сегментах инсталляционных решений и мобильных презентаций влияние тендеров за государственные деньги минимально, поэтому их рост/падение идет в полном соответствии с ростом/падением экономики в целом. Домашний сегмент показывает относительную стабильность», — Дмитрий Комаров, руководитель отдела продаж CTC CAPITAL.

«Основным потребителем проекторов в России традиционно является сфера образования и успешность проекторного рынка России зависит именно от финансирования закупок в образование. На протяжении нескольких лет ситуация тут принципиально не менялась. Точно оценить долю этого сегмента достаточно сложно, так как помимо больших, заметных тендеров проходят еще и „фоновые“ закупки сравнительно небольших количеств. Во всяком случае, когда в 2013 г. мы увидели существенное снижение финансирования образования в связи в переброской бюджетов на завершение олимпийской стройки, это сходу дало −25-30% по сравнению с 2012 г. И это было еще далеко не полное прекращение финансирования образовательных тендеров.

Все сегменты чувствуют себя сейчас, мягко говоря, не лучшим образом. При „нормальной“ ситуации и развитии рынка спрос логично смещался бы в сторону короткофокусных моделей, а также широкоформатных и Full HD-проекторов. И мы действительно видели этот тренд на рынке», — Мария Соловьева, менеджер по маркетингу представительства ViewSonic в странах СНГ.

«Традиционно существенную долю продаж обеспечивают решения начального класса, а также короткофокусные и ультракороткофокусные решения, которые совокупно перекрывают текущие потребности сферы образования. Если первые привлекают, прежде всего, низкой ценой, то вторые — широкими функциональными возможностями и простотой установки. При этом стоит отметить довольно серьезный рост продаж инсталляционных и универсальных проекторов, которые применяются в торговле, рекламе, комплексных аудиовизуальных системах и в сегменте Digital Signage. Если говорить о процентном разбиении, то пропорция по приведенной в вопросе сегментации выглядит примерно так: — 35% — 25% — 15% — 10% — 15%.

Очевидными являются тенденции к снижению числа крупных тендеров в образование и стремление сэкономить там, где это возможно. Поэтому мы ожидаем дальнейшее снижение (если не падение) рынка и увеличение спроса на продукцию начального класса», — Евгений Азаренко, менеджер по маркетингу, CASIO Europe GmbH.

«Можно отметить несколько трендов текущего состояния рынка по ряду сегментов:

· Рост Full HD-проекторов. Почти все игроки рынка представили широкий модельный ряд новинок в этом сегменте и предлагают широкий выбор проекторов во всех ценовых сегментах — от недорогих моделей до hi-end. У нас их доля сейчас выросла в разы, а по рынку в целом составляет уже порядка 15%.

· Доля образовательного сегмента сократилась до 7–10%, что было закономерно и ожидаемо в связи с тем, что отгрузки по старым сделкам завершились, а новых тендеров практически не было.

· Очень хороший рост показывает сегмент мобильных проекторов (pico- и LED-проекторы). Секрет их успеха заключается в том, что они востребованы как для мобильных презентаций, так и в качестве интересного гаджета как такового. И именно этот потенциал pico- и LED-проекторов будет востребован в IV квартале, когда их начнут покупать в качестве интересного и необычного подарка.

В следующем году мы увидим рост продаж продуктов для конечного потребителя (b2c), а именно pico- и Full HD-проекторов, но его будет недостаточно для того, чтобы отыграть снижение b2b- и b2g-продаж, так как рынок все еще останется корпоративным. Так, потолок роста Full HD-проекторов напрямую связан с жилищными условиями населения, поэтому и потолок его роста (в два раза максимум) завязан больше не на цены и наличие спроса у покупателей, а на рынок недвижимости и цены на нем», — Екатерина Царева, директор коммерческого департамента Acer в России.

«Если сухо по цифрам, то я бы дал выделенным в вопросе сегментам такие пропорции: — 10% — 5%- 8% — 60% — 17%. При этом разделять сегмент образования на „решения начального класса“ и „короткофокусные решения“ сейчас нет никакого смысла. Короткофокусные решения как наиболее дорогие упали гораздо сильнее, чем SVGA- и младшие XGA-проекторы, при этом сам образовательный сегмент находится в полном упадке. Если еще в прошлом году вендоры пристально следили только за серьезными проектами (от 500 шт.), то в этом году поставка в образование всего 50-100 шт. проекторов уже приводит к серьезной конкурентной борьбе. Я бы не оценил сейчас долю образовательного сектора более чем в 20% суммарно, да и это я считаю оптимистичными цифрами. Инсталляционные решения в бизнесе еще более-менее поддерживаются на плаву, а вот в образовании этот сегмент совсем слабый.

Сегмент „для мобильных презентаций“ я бы назвал „бизнес-сегментом“ и дал бы ему еще большую долю, чем компания ITResearch, которая оценивает его в 50%.

Расстановка сил по сегментам за последнее время менялась достаточно серьезно из-за сильного сокращения образовательного сегмента, но сейчас вообще затишье и не планируется ни одного серьезного проекта.

Последний квартал года не изменит тенденцию к снижению рынка. Финальная цифра в 150 тыс. шт. на конец года — это еще оптимистичный прогноз. А 2015 г., как мне кажется, будет очень похож на 2014-й по своим тенденциям и общему направлению и в лучшем случае повторит его по объемам», — Сергей Рихтюк, руководитель направления «Проекционное оборудование», компания «Ланк».

«Примерно 25 % рынка занимают проекторы весом до 5 кг и яркостью до 4000 Ansi Lm предназначенные для образовательного сегмента. Среди этого объема доля специализированных короткофокусных и ультракороткофокусных моделей составляет примерно 15% рынка. Более тяжелые инсталляционные проекторы составляют примерно 20 % рынка проекторов в сферы образования и бизнеса. Отдельную небольшую категорию (3-5%) составляют компактные модели проекторов весом до 2 кг, нацеленные на рынок мобильных решений. Самая большая часть рынка традиционно приходится на универсальные проекторы — 55-60 %.

Структура рынка проекторов уже довольно давно сформировалась и из квартала в квартал не претерпевает значительных изменений. Падение рынка происходит в целом, не отражаясь в каком-то отдельном сегменте. За последние два квартала можно отметить снижение долей рынка универсальных и инсталляционных проекторов начального уровня. Это вызвано снижением спроса и отсутствием/замораживанием больших проектов, тендеров и госпрограмм.

На перспективу наши ожидания по росту продаж связаны с устройствами, предназначенными прежде всего для сферы образования и корпоративного применения. Роста продаж мы также ожидаем и в категории инсталляционных проекторов», — Алексей Златин, глава российского представительства компании «НЭК Дисплей Солюшенс ГмбХ».

Образовательный сектор в целом сократился значительно. В качестве примера — рынок КФ и УКФ проекторов упал на 43% в штуках и на 32% в деньгах. Этот сегмент обвалился наиболее значительно, как было правильно замечено в связи с сокращением финансирования программ среднего образования. Все остальные сегменты сократились на 9,5% в деньгах. Если принять во внимание, что бивалютная корзина за год выросла почти на 20%, то в рублевых ценах массовый сегмент вырос не менее чем на 10% и это уже хороший тренд, на котором мы и пытаемся фокусироваться. В РФ ситуация более-менее хорошая, в Казахстане, например, гораздо хуже.

В образовательном секторе я бы отметил следующие моменты. Последние два года количество интерактивных комплексов в целом планомерно сокращается, однако их технологический уровень повышается. Так, прекратились сетования на то, что из-за недофинансирования приходится комплектовать интерактивные доски среднефокусными проекторами. Массовый спрос на КФ-проекторы переместился в сегмент со световым потоком от 3000 до 3500 лм. Уже не редкость, когда топовые решения прописываются не в пользу УКФ-проектор+интерактивная доска, а в пользу интерактивных дисплеев.

Думаю, что тенденции, определенные первым полугодием, сохранятся, и на очень жаркий высокий сезон я бы не рассчитывал, некоторые проекты откладываются.

В целом в 2014 г. рынок сократится не менее чем на 20% в деньгах, но в основном за счет падения спроса на решения для образования. К концу года возможна некоторая перестановка в лидерах разных сегментов", — Александр Мельцев, Pro-AV Department Panasonic Russia.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.