Анализ товарного предложения на рынке домашних проекторов

Сергей Денисов, эксперт ITResearch

Рынок мультимедиа-проекторов по целевой аудитории можно поделить на две неравные части. Большую часть оборота (около 92%) на нем обеспечивают продажи класса b2b, в то время как оставшиеся 8% — это доля продаж частным лицам. В этой статье речь пойдет о проекторах для дома.

Продажи проекторов частникам не очень велики, но устойчивы и куда более прибыльны, чем в образовательных тендерах, для которых характерна очень маленькая наценка на оборудование. Это отдельный рынок со своими законами, продуктами, каналом и игроками. В статье мы проанализируем текущее состояние домашнего рынка, рассмотрим основные его аспекты, проведем сегментацию и постараемся разобраться в тонкостях этих проекторов.

Традиционно выделяют несколько сегментов таких устройств. Помимо классического домашнего кинотеатра в специально выделенной для этого комнате — дорогого, престижного и специализированного решения, проектор для дома может быть центром мультимедийной развлекательной системы, установленной в одной из обычных жилых комнат. Также следует упомянуть мобильные проекторы: возможность перенести небольшое устройство из комнаты в комнату, взять с собой в поездку или в загородный дом становится весьма востребованной.

Что собой представляет домашний проектор?

Покупка проектора домой, как правило, предполагает, что его основное применение уже известно. В подавляющем большинстве случаев это либо домашний просмотр кинокартин, либо видеоигры на большом экране. Непосредственно выбор устройства сильно зависит от условий, в которых он будет работать. Бескомпромиссное решение — это отдельная комната, специальным образом подготовленная: подобные решения обычно предполагают использование для показа кинофильмов. Такого рода комната затемнена небликующими материалами, отражение звука от стен снижается выбором специальных звукопоглощающих материалов. Если есть возможность, то проектор выносится в специальную аппаратную комнату (иногда она же является и серверной). Устанавливается специальная мебель, звуковая система, экран и проектор. Этот подход предполагает создание идеальных условий для кинопоказа, и требования к проектору тут тоже «кинотеатральные»: высокая яркость не требуется, на массогабаритные показатели проектора никто не обращает внимания, технология проецирования тоже вторична. Помимо фокусного расстояния объектива в проекторе учитываются качество изображения, его разрешение, контрастность с данным экраном, возможность работать с 3D, цветовой охват проектора с данным экраном и некоторые другие характеристики.

В обычной квартире, где выделить под кинотеатр отдельную комнату затруднительно, подход к решению задачи выглядит иначе. В таких обстоятельствах от проектора требуется большая гибкость в выборе места установки (учитывая наличие большого диапазона фокусных расстояний, оптического сдвига изображения). Ввиду того, что помещение подготавливается не всегда, от проектора требуется значительно больший световой поток, нежели в классическом домашнем кинотеатре. Требования к качеству изображения тут скромнее, чем в предыдущем варианте: в ряде случаев с целью вписаться в бюджет имеет смысл использовать даже не Full HD-, а HD Ready-проектор. Однозначной рекомендацией профессионалов тут является установка специального проекционного экрана, и даже в случае сильного желания сэкономить рекомендуется купить пусть более дешевый проектор или аудиосистему, но обязательно приобрести и экран.

Третий вариант популярных домашних решений предполагает отсутствие конкретного места установки проектора. В таком случае покупается мобильный проектор, как правило, разрешения 720р, поскольку Full HD-решения пока еще слишком громоздки (активные работы по созданию маленьких Full HD-проекторов ведутся, и они должны появиться на рынке в начале следующего года). Проектор используется в доме, при поездках на дачу, в командировках, зачастую без специального экрана и отдельной качественной аудиосистемы. В качестве источника видеосигнала могут выступать как обычный BD-медиаплеер, видеоплеер с жестким диском, так и ПК, ноутбук или встроенный в сам проектор медиапроигрыватель, читающий USB-флэшки. Основные требования к проектору тут разнятся в зависимости от требуемой степени портативности: это или достаточно яркий, но менее портативный ламповый проектор, или менее яркий, но неприхотливый и маленький LED-проектор. Планка яркости светодиодов, используемых в проекторах, постоянно повышается. В перспективе вполне возможно, что светодиоды окончательно догонят по яркости хотя бы средние по этому показателю лампы, и все портативные проекторы станут светодиодными. Подобные проекторы используются в качестве переносного средства получения изображения там, где поставить обычный телевизор неудобно или невозможно. Основные применения — посмотреть кино или поиграть в видеоигры на даче или в гостях, показать фотографии на большом экране. Приветствуется способность принимать сигнал с любых источников, включая флэшки.

Требования к домашним проекторам

Все кинотеатральные проекторы имеют разрешение Full HD, невысокую яркость, как правило, они достаточно габаритны. Основные различия моделей кроются в коэффициенте контрастности, в наличии режимов динамической контрастности, возможности отображать контент в 3D-режиме. Также существует масса более тонких отличий: различные режимы сглаживания быстрого движения, цветовой охват устройств, возможность цветовой калибровки изображения и тонкой настройки параметров проецирования. В совокупности эти характеристики делают возможным разброс в ценовом позиционировании от 30 тыс. руб. до примерно 1 млн руб. и даже выше. Среди популярных проекторов этого класса — Acer H7531D, Epson EH-TW8100, Panasonic PT-AE8000EA, Vivitek H1080.

В области проекторов для домашних развлечений требования к качеству изображения скромнее. Калибровка под стандарт THX тут не требуется: незатемненность жилого помещения просто не даст возможности достичь стандартов, типичных для киноиндустрии. Контрастность таких проекторов заметно меньше, чем у кинотеатральных, и режим динамической контрастности (путем изменения размера отверстия в диафрагме) отсутствует. В то же время выбор моделей достаточно широк, а цены скромнее: проектор для дома стоит от 20 тыс. руб. за эконом-модель класса HD Ready до 100 тыс. руб. за хорошую модель именитого производителя. Верхняя ценовая граница размыта: все проекторы дороже 50 тыс. руб. при наличии базовой подготовки помещения вполне способны выступить в качестве ядра домашнего кинозала начального или среднего уровня. Такие проекторы есть в арсенале большинства производителей, наибольшим их количеством отличаются линейки Acer, BenQ, Vivitek, Optoma.

Для портативных проекторов, как правило, характерно относительно невысокое качество изображения. Они имеют разрешение 720p и достаточно высокую яркость (для не-светодиодных моделей). Это, во многом, и определяет их цену: верхний потолок для портативных проекторов находится примерно в районе 30 тыс. руб. Но наиболее интересны светодиодные проекторы — они выводят портативность проекторов на новый уровень. Такие проекторы меньше греются, не боятся вибрации, более стойки к ударам и проще в работе — их не надо прогревать перед началом работы и охлаждать — после. Также они обычно превосходят ламповые аппараты в функциональности. Сейчас на рынке примерно полтора десятка светодиодных моделей яркостью от 200 до 550 лм. В качестве примера можно назвать модели Acer K330, NEC L51W, Vivitek Qumi Q5.

В принципе купить домашний проектор сейчас вполне по силам практически каждой семье — если не кинотеатральный, то для домашних развлечений.

Предложение домашних проекторов

Основные производители, наиболее активно играющие на рынке домашних проекторов— это Acer, BenQ, JVC, Optoma, Panasonic, они имеют наиболее выраженную специализацию на домашних решениях. Практически каждый производитель имеет линейку проекторов для кинотеатра, которая насчитывает от одной до десятка моделей.

Как уже говорилось выше, не все модели проекторов можно по формальным их характеристикам однозначно отнести к категориям «дом» и «бизнес»: разные вендоры по-разному относятся к этому рынку и их предложение отнюдь не однородно. Домашние модели есть у всех ключевых вендоров рынка (см. диаграмму). Кто-то из них не признает сегмент домашних развлечений и не представляет моделей такого класса, несмотря на большое количество проекторов для домашнего кинотеатра. Не у всех производителей есть и ультрапортативные модели. Наиболее активны в домашнем сегменте вендоры Acer, BenQ, Optoma и JVC. Последняя из перечисленных компаний как раз специализируется на домашних кинотеатрах, и, имея развитую линейку в 12 моделей (самая доступная из которых оценивается в 140 тыс. руб.), совершенно пренебрегает проекторами для жилых комнат. Другие производители не столь категоричны и стараются выпускать проекторы всех типов.

Количество домашних проекторов у различных производителей

Помимо 15 портативных LED-проекторов существует пара Laser-LED-проекторов класса «домашний кинотеатр» — Это Acer K750 и Viewsonic PRO9000. Эти проекторы отличаются простотой в обслуживании и очень хорошим коэффициентом контрастности в 100 000:1.

Методы продвижения домашних проекторов

Домашние проекторы продвигаются совсем не так, как бизнес-устройства, это очевидно. Основная проблема рынка проекторов для дома — низкая информированность потенциальных покупателей о преимуществах и недостатках такого решения, отсутствие личного опыта их использования. Базовым источником коммуникаций с потребителями является специальная пресса и интернет-сайты, откуда можно почерпнуть информацию о технических характеристиках решений, их особенностях, почитать рекомендации опытных пользователей. Тем не менее лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать: не имея личного опыта просмотра кино на домашнем проекторе, решиться на покупку дорогого прибора, под который надо еще и адаптировать помещение, практически невозможно. Обладатели проекторов среди друзей и знакомых встречаются пока не у каждого, поэтому на первое место в каналах продвижения проекторов выходят шоурумы (showroom) производителей и дистрибьюторов визуального оборудования. Их пока тоже мало, и если в Москве присутствует хоть какое-то их количество, то в регионах это вообще редкость.

Несколько иначе обстоят дела на рынке мобильных LED-проекторов. Под них, как правило, не требуется адаптировать помещение, и требования к ним у пользователей гораздо скромней. Люди покупают их охотнее, чем большие кинотеатральные проекторы, к тому же они интересны еще и как мобильный гаджет. В то же время они все еще в новинку даже опытным пользователям, и их ассортимент намного более ограничен, что усложняет выбор. По меркам всего рынка их объем продаж незначителен, по меркам домашнего рынка — более чем заметен. В качестве перспективного канала коммуникаций можно предположить электробытовой и сотовый ритейл.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что рынок проекторов для дома развивается плавно и поступательно. К сожалению, нельзя четко выделить все модели проекторов, которые покупают домой, да и позиционирование у производителей нередко очень размыто. Тем не менее, выделив основные устройства (как правило, не по формальным признакам, а по их позиционированию вендорами), мы можем назвать ориентировочные показатели по рынку.

По состоянию на первое полугодие 2013 г. 99 моделей из 775 реально продающихся можно называть проекторами, пригодными для домашнего использования. Сюда включаются как кинотеатральные и развлекательные, так и ультрамобильные светодиодные проекторы. Это составляет 13% от всего объема предложения проекторов. Продажи несколько скромнее: в домах проекторы менее популярны, чем в бизнесе и образовании, и их объем продаж составляет 8% от всего объема рынка (оценка ITResearch).

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.