Информационные панели для массовых приложений

Василий Мочар, зам. директора ITResearch

Одним из наиболее перспективных ИТ-рынков, безусловно, является сегмент больших информационных панелей (или LFD — Large Format Displays). Благодаря отличному сочетанию стоимость владения/потребительские характеристики такие устройства не просто конкурируют с альтернативными технологиями (проекторы, видеокубы, телевизоры...), но именно они в первую очередь расширяют этот рынок, охватывая новые ниши и категории потребителей.

Каковы же основные сферы применения LFD? Естественно, это различного рода специальные профессиональные приложения: диспетчерские, видеостены, сфера образования и бизнес. Здесь востребованы довольно специфические и специально разработанные устройства, а конкуренция носит особый характер, связанный с уровнем проработки технологий, качеством продукции и компетенцией интеграторов.

Однако подобные решения, занимающие существенную долю рынка в деньгах, в штучном выражении незначительны. Основной же товаропоток формируют довольно стандартизированные информационные панели для сферы, объединяемой условным названием Digital Signage. Стоит напомнить, что к системам Digital Signage мы относим все то, что объединяет в себе как информирующую, так и рекламную составляющую. Где-то, например, в транспорте или в медучреждениях, первое является основным функционалом решения, а побочное зарабатывание денег на рекламе — приятным, но необязательным дополнением к основному бизнесу. В крупном и среднем ритейле чаще всего ситуация обратная: это инструмент прямого стимулирования продаж и осваивания значительных рекламных бюджетов от поставщиков продукции.

Кстати, в последнее время, с опережающим развитием такого формата торговли, как моллы, для различных бутиков и магазинчиков вопросом выживания становится их выделение из общей массы путем привлечения внимания покупателей. И красочные визуальные решения на основе больших панелей — один из наиболее сильных и действенных инструментов брендинга и завлечения клиентов.

Несмотря на некоторую стагнацию российской экономики, она достаточно слабо затронула рынок коммерческой недвижимости, в первую очередь — торговой. А это означает существенные текущие и будущие вложения в техническое обеспечение новых торговых залов. Даже самые консервативные девелоперы и ритейлеры осознали, что оборудование площадей системами Digital Signage значительно повышает привлекательность их объектов и даже может приносить прямые поступления денег. Все это формирует ущутимый спрос на информационные панели, наилучшим образом отвечающие требованиям рынка Digital Signage. Соответственно, ведущим производителям такой продукции приходится самым серьезным образом подходить к разработке дисплеев с тем, чтобы они обладали наилучшим сочетанием необходимых атрибутов. В данном обзоре мы постараемся определить ключевые направления развития технологий и показать действия основных участников рынка.

Особенности «массовых» панелей

Инфраструктура системы Digital Signage состоит из дисплеев, плееров/встроенных компьютеров, вещательного сервера и сети передачи видеосигнала/данных. Естественно, в стоимость решения входят также различного рода ПО, крепежи, кронштейны, человеческий труд. В результате стоимость самих панелей составляет около 25% от стоимости всего решения. Какие особенности характерны для таких панелей? Перечислим только действительно значимые параметры на данном целевом рынке, а также оценим их важность.

Яркость. В ряде случаев панели должны иметь возможность обеспечивать повышенную яркость, чтобы их можно было легко читать даже в ярких помещениях и со значительного расстояния. Но в большинстве проектов в принципе хватает и стандартной яркости в 250–300 кд.

Режим 24/7. Режим непрерывной работы желателен, но не обязателен. Даже на транспорте есть время суток, когда можно хотя бы ненадолго запрограммировать выключение дисплея, не говоря уже о ритейле, где всегда есть «мертвые» часы.

Низкая стоимость владения. В отличие от всех других ниш, энергопотребление каждой панели в системах Digital Signage действительно крайне значимо. Несложный подсчет показывает, что различие в энергопотреблении всего в 50 Вт оборачивается экономией 1 КВт/час за сутки. Если умножить эту величину на стоимость киловатта, и на количество дней в году и на величину парка устройств, то это может вылиться в очень чувствительную сумму денег даже для крупной компании. А если учесть, что зачастую проблема даже не в деньгах, а в лимите выделяемой на объект мощности, то проблема становится действительно одной из ключевых. Именно поэтому здесь так интенсивно внедряются LED-экраны (со светодиодной подсветкой), которые дают экономию электричества до 30% по сравнению с панелями предыдущего поколения.

Внешний вид панели. В массовых системах этот фактор чаще всего считается одним из наименее важных. Однако в случае, когда визуальная система является важной частью общего дизайн, а также призвана подчеркнуть статус владельца, этот атрибут может войти в число основных. Тут нужно помнить, что конкурирующие с панелями телевизоры поголовно имеют очень привлекательный внешний вид, и на их фоне панелям желательно выглядеть не слишком «индустриальными».

Габариты панели влияют как на внешний вид, так и на принципиальную возможность ее использования. Если это стандартное размещение на потолочном кронштейне где-нибудь в торговом зале, то всеми этими факторами можно пренебречь. Но когда речь идет о встроенной инсталляции, то излишняя толщина может привести даже к принципиальной невозможности использования устройства.

Возможность размещения в портретной ориентации требуется далеко не всегда. Но это достаточно модная «фишка» последнего времени, и поэтому наличие подобного функционала даже в массовых моделях панелей стоит только приветствовать, поскольку существенно расширяет возможности интеграторов по разработке топологии системы Digital Signage.

Особые условия эксплуатации. В подавляющем числе случаев массовые аудиовизуальные системы используются в закрытых помещениях, там, где ходят люди, но все же за пределами их доступа. Соответственно вряд ли здесь потребуются особые пыле-влаго-температурные-бронебойные характеристики. Исключение составляют только некоторые встроенные решения, где затруднена вентиляция и, следовательно, существует опасность перегрева.

Величина экрана. Решения Digital Signage могут быть реализованы на панелях самого разного размера. Но на 99% — это все же экраны размером от 32 до 55 дюймов, очень редко — 65 дюймов. Все, что выше, — это уже специальные инсталляции, и подход там крайне индивидуальный, не имеющий отношения к массовому рынку. Разрешение большинства имеющихся на рынке устройств сейчас Full HD (1920×1080) и не зависит от размера панели и ее класса.

Управляемость — однозначно один из ключевых моментов. Сложность состоит не просто в том, чтобы система, состоящая из десятков и даже сотен панелей, безукоризненно передавала общую картинку. В продвинутых решениях буквально каждая панель должна иметь возможность демонстрировать индивидуальное изображение. Кроме того, необходимо иметь возможность удаленно менять настройки изображения. При этом системы Digital Signage могут реализовываться различными интеграторами, каждый из которых использует свой излюбленный набор компонентов от различных производителей. Соответственно важен вопрос мультиформатности и возможности коммуникации через разнородные сети.

Встроенное оборудование — компьютеры или проигрыватели позволяют существенно расширить гибкость системы, упрощая централизованное управление контентом. Собственные встроенные аппаратно-программные платформы разрабатываются всеми ведущими производителями.

Стоимость панели, без сомнения, является определяющим фактором в большинстве проектов. К сожалению, значительная часть заказчиков не понимает (или не хочет понимать) технических моментов и даже не ориентируется на итоговую стоимость владения. Для них значение имеет только начальная стоимость приобретения оборудования, что в результате выливается в существенное упрощение системы, которая иногда даже существенно теряет в надежности и работоспособности. В разрезе собственно панелей это означает ставку на самые дешевые экраны. Во многих случаях это не страшно. Но для больших и сложных систем Digital Signage аппараты все же должны быть не начального уровня. В целом же наиболее ходовые ценовые уровни при диагонали 32-дюйма находятся в пределах 660–800 долл.; при 40–42 дюймов — 1110–1300 долл.; 46–47 дюймов — 1400–2500 долл.; при 55 дюймах — 2700–4000 долл.

Основные игроки и их панели

По данным аналитической компании ITResearch, регулярный бизнес по направлению информационных панелей в России есть у 13 производителей. При этом часть из них «нишевые», предлагающие в относительно небольших объемах специализированное оборудование или тач-панели и панели высокого уровня. Если же говорить о достаточно массовом рынке, то этот список фактически сужается до всего пяти компаний: LG, NEC, Panasonic, Philips и Samsung (они же лидеры рынка в целом). Сюда же можно было бы отнести компанию ViewSonic, которая только-только вышла на наш рынок и однозначно будет пытаться работать и в этом сегменте также. Но пока компания только еще формирует свою линейку, поэтому о ней мы будем писать только тогда, когда ей удастся закрепиться на нашем рынке.

Компания LG очень активно играет на «массовом» рынке, предлагая достаточно широкий набор моделей. В эконом-применении это модели стандартных панелей семейства VS с диагональю от 32 до 55 дюймов. Все эти устройства реализованы на ЖК-матрице с обычной подсветкой, что делает их несколько менее экономными по сравнению с LED-панелями. У LG, конечно же, есть и такой класс оборудования (они отличаются названием WS). Пожалуй, моделей здесь уже даже больше, чем «старых» LCD, однако большинство из них пока или имеют очень большую диагональ или тонкие рамки экрана, т. е. все же менее применимы для стандартных массовых приложений.

У компании NEC есть три основных вектора развития информационных панелей: High-End, «специальные» и «базовые» (Entry-level). Конечно же, описываемая группа устройств принадлежит именно к третьей категории, в начале названия она носит букву V (от Value). Здесь у вендора достаточно немного LCD- и LED-моделей для Digital Signage с диагональю до 55 дюймов (MultiSync V322, MultiSync V423, MultiSync V463, MultiSync V551 и V552). Несмотря на их «базовость», NEC насытила данные устройства широким спектром сопутствующего оборудования и ПО, а также множеством функций контроля, настройки и управления. В сентябре текущего года, уже на этапе сдачи данного обзора в печать, компания NEC расширила свое предложение массовых устройств, выведя на рынок целую линейку устройств E-серии, которая разработана специально для заказчиков с существенными бюджетными ограничениями.

Компания Panasonic сейчас находится на определенном перепутье. Совсем недавно она взяла фокус на развитие своей LCD-линейки, параллельно стараясь сохранить свои позиции в сфере плазме. К сожалению, ЖК-матрицы за последние годы серьезно подешевели, вытеснив плазму в сегмент самых больших диагоналей, где она еще по-прежнему крайне конкурентоспособна. На данный момент у Panasonic уже довольно широкий спектр LCD-панелей с диагональю 42, 47 и 55 дюймов. Но, наподобие NEC, панели Panasonic в целом также позиционируются в верхнем ценовом и технологическом сегменте. Соответственно даже самые «простые» устройства линеек LF60 и LF6 обладают улучшенными характеристиками. Для самых бюджетных заказчиков Panasonic предлагает линейку LFE6, которая, несмотря на доступную стоимость, обладает привлекательным дизайном с тонкими рамками.

Относительным новичком российского рынка инфопанелей является компания Philips, однако она стремится наращивать объемы поставок и потихоньку становится все более заметной. Для самого массового рынка компания Philips предлагает устройства базовой серии Q с диагоналями 32, 42 и 46 дюймов, обладающие малым весом и светодиодной подсветкой. Для более сложных условий эксплуатации разработана профессиональная линейка E, уже способная работать в режиме 24/7.

Компания Samsung стремится контролировать как сегмент специальных приложений, так и массовый сегмент, в котором предлагает очень конкурентные цены. При этом у Samsung имеется значительное количество «базовых» линеек панелей, заточенных под конкретное применение сегмента Digital Signage.

Итак, на данный момент на относительно молодом российском рынке информационных панелей уже сформировано чрезвычайно широкое продуктовое предложение для целевого рынка Digital Signage. В подавляющем числе это достаточно стандартные модели, однако совсем не примитивные. Заказчики имеют возможность выбрать из десятков различных устройств аппараты, обладающие наилучшим сочетанием атрибутов и подходящей стоимостью.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.