Структура продуктового предложения планшетных ПК

Василий Мочар, зам. директора ITResearch

Триумфальный рост продаж планшетных ПК на мировом и российском рынках уже побил все возможные рекорды, и вполне вероятно, что стремительный рост рынка еще не завершен. Тему продаж мы подробно проанализируем в следующем номере «Бестселлеров IT-рынка», а в текущем выпуске сосредоточимся на анализе продуктового предложения планшетов, сложившегося на стыке второго и третьего кварталов текущего года. Безусловно, на этом сверхдинамичном рынке за несколько месяцев информация начинает несколько устаревать, но поскольку компания ITResearch исследует «вендорские» продажи, очень высока вероятность, что анализируемый массив данных близок к наблюдаемому в рознице на момент выпуска журнала.

В настоящее время на российском рынке планшетных ПК, по данным ITResearch, ощутимы продажи почти 50 производителей, предлагающих суммарно почти 450 моделей планшетов. Еще примерно столько же производителей пытается закрепиться на рынке, но их продажи недостаточно значительны для того, чтобы мы включала их в отчет. Мы надеемся, что количество игроков будет уменьшаться, но все же ожидать существенного сокращения количества моделей не приходится.

Следует отметить, что ITResearch под понятием «модель» подразумевает устройства, пусть даже имеющие одинаковое название, но обладающие различным объемом встроенной памяти, наличием/отсутствием модуля 3G, наличием/отсутствием dock-станции. Отличие каждого из данных атрибутов существенно влияет на конечную стоимость аппарата, что приводит к формальной необходимости обращаться с ними как с отдельными моделями. Проще всего это представить на моделях Apple, где, допустим, iPad 4 имеет 8 модификаций (см. таблицу) со стоимостью от 21,6 до 36,2 тыс. руб., т. е. различающиеся по цене на 70% (здесь и далее мы оперируем ценами июня 2013 г.).

В таблице к данному обзору мы, безусловно, не могли привести абсолютно все модели планшетов, реально торгующиеся на рынке, — это все же не каталог. Поэтому мы отобрали группу вендоров, контролирующих суммарно 90% продаж, затем отобрали их наиболее значимые модели, которых достаточно для того, чтобы покупателям, да и продавцам, составить общее мнение и даже, возможно, сделать выбор (см. таблицу).

При этом собственно анализ мы проводили по всему, не усеченному массиву моделей, что необходимо для нормальной статистики. Таким образом, все приводимые результаты являются средним арифметическим.

Технологическая структура рынка

Структурировать рынок планшетов можно по множеству параметров. Вопрос в том, какие из них следует считать основными и вследствие этого очевидно влияющими на стоимость, а какие второстепенными. ITResearch считает, что на данном этапе развития отрасли необходимо и достаточно разделять устройства по четырем ключевым параметрам: размер экрана; размер встроенной памяти; разрешение экрана, наличие/отсутствие СИМ-карты. Эти параметры могут комбинироваться произвольным образом, зачастую в рамках одной линейки, очень существенно влияя на цену. Другие параметры, как то: процессор, видеоподсистема, технология матрицы, углы обзора, вес, толщина и т. д., — сложно и не всегда достоверно определяются и при этом зачастую могут меняться производителями без дополнительного объявления. Поэтому мы их пока оставляем за рамками текущего анализа. Кроме этого существенное влияние на цену оказывает наличие dock-станции, но пока это еще не очень распространенное явление и активно используется только несколькими производителями.

Базовым параметром сегментации планшетов является размер экрана. Напоминаем, что к планшетам мы относим устройства с диагональю от 7 дюймов. Следующий год покажет, сохранится ли текущий профиль рынка, но пока рассматриваем так. Верхний предел диагонали планшетов — 13,3 дюйма, но такой величины, к счастью, достигают только несколько маргинальных аппаратов.

Большинство, а именно более 40% моделей, имеют диагональ 9,7–10,1 дюйма (см. рис. 1).

Рис. 1. Распределение моделей планшетных ПК по диагоналям.

Стоит отметить, что типоразмер 9,7 дюйма, ранее принадлежавший строго Apple, все активнее осваивается многими компаниями. И ладно это были бы панели со «старым» разрешением 1024×768, видимо, освободившиеся после перевода iPad на более качественные экраны. Многие даже не очень именитые игроки сейчас активно используют в своих планшетах экраны Retina. В целом же большинство моделей этой категории имеют диагональ 10,1 дюйма. Здесь также растет представительство высокого разрешения — Full HD и даже выше, хотя пока еще это не носит массового характера (см. рис. 2).

Планшеты с диагональю 7 дюймов на лето 2013 г. составляли 35% всего товарного предложения рынка. Однако практически очевидно, что данный типоразмер оказался под серьезным давлением со стороны смартфонов-«переростков», мало уступающих им по размеру экрана, но значительно более удобных в использовании. Поэтому мы ждем здесь постепенного сокращения активности игроков и, скорее всего, переориентации в «промежуточный» типоразмер.

Рис. 2. Структура распределения моделей по разрешениям в основных типоразмерах.

Самыми быстрыми темпами растет представленность моделей планшетов в «промежуточном» типоразмере, и здесь же наблюдается отмирание «ненужного». Совсем недавно здесь был целый набор диагоналей: 7,7-7,9-8-9-9,4. Но буквально в течение нескольких последних месяцев большинство разнообразных моделей начали уходить с рынка. Пока рано говорить, что останутся только 7,9- и 8-дюйм аппараты, но пока просматривается, что все идет именно к этому. Из разрешений здесь доминирует XGA (1024×768), что вкупе с относительно небольшим экраном уже дает отличное качество изображения.

Большие аппараты (с диагональю от 10,6 дюйма), преимущественно на Windows, представляют собой достаточно мощные устройства для профессионалов. В продуктовом предложении их доля довольно ощутима (5%), но в реальных продажах существенно меньше. Здесь пока наблюдается определенный «зоопарк» разрешений, но все идет к тому, что останется только Full HD.

Рис. 3. Распределение моделей по разрешению экрана.

Если рассматривать все возможные разрешения экранов планшетов, то можно наблюдать довольно разношерстную картину (см. рис. 3). Самым популярным вариантом сейчас является XGA (1024×768) — почти у 30% моделей планшетов. Причем раньше, до того как Apple выпускала свою основную линейку именно с такими экранами, влияние XGA было еще выше. Думается, что в дальнейшем популярность такого разрешения (а также близкого 1280×800) будет только расти: на небольших планшетах этих значений более чем достаточно для формирования идеальной картинки.

Серьезным фактором, влияющим на стоимость планшетов, является объем встроенной памяти. Причем, несмотря на возможность расширения, предусмотренную во многих устройствах, и относительную дешевизну карт памяти, стоимость моделей планшетов с разным объемом памяти чаще всего различается больше, чем на стоимость дополнительной карты памяти. В целом же больше половины моделей на рынке имеют память всего 4 и 8 Гбайт (см. рис. 4).

Рис. 4. Распределение моделей по объему встроенной памяти.

Более 30% планшетов имеют уже довольно приличный объем в 16 Гбайт. Часть их владельцев также пойдет на наращивание, но в целом для большинства нужд этого вполне хватает, да никто не отменял и облачные хранилища данных. Модели с памятью 32 Гбайт и более составляют уже довольно значимую часть продуктового предложения — более 16%. Думается, этот сегмент будет расти достаточно быстрыми темпами. А учитывая, что производители «классических» винчестеров уже предлагают реальные продукты для планшетов, со временем не исключено, что у планшетов будет память, сопоставимая с ноутбуками. Нужно ли это, остается вопросом, но пользователям при прочих равных может это понравиться.

Помимо экрана ключевым фактором, отвечающим за позиционирование и основные сценарии использования планшета, является возможность работы в сетях 3G (и/или LTE). Возможностью установки СИМ-карты обладают около 43% всех имеющихся на рынке моделей планшетов. Однако в зависимости от типоразмера применимость этой опции несколько различается (см. рис. 5). В основных диагональных сегментах (7 и 10 дюймов) наблюдается почти паритет. Что же касается «промежуточного» типоразмера, то 3G-модели ощутимо уступают по представленности моделям только с Wi-Fi.

Рис. 5. Распределение по наличию/отсутствию 3G в диагональных сегментах.

Есть еще один важный фактор — операционная система, но его мы подробно анализировать не будем. Дело в том, что в отличие от других атрибутов, усредненное распределение в этом случае совсем не коррелирует с реальными продажами. Например, всем понятно, что iOS используют только аппараты фирмы Apple. Этих моделей немного, зато они контролируют значимую часть рынка. Ситуация с точностью наоборот — с моделями на Windows: их представлено уже немало, но, к сожалению, продажи их пока далеки от реальной массовости. Ну и понятно, что подавляющая часть моделей планшетов реализованы на Android тех или иных версий, и такая картина, очевидно, сохранится и в обозримом будущем.

Ценовые зависимости

Вместе с ростом продаж планшетов происходит быстрое снижение их стоимости. Уже сейчас на рынке полно моделей стоимостью менее 3 тыс. руб. Очевидно, что именно резкая ценовая эрозия является ключевым фактором, обуславливающим взрывной рост рынка. Ведь буквально за год продуктовое предложение планшетов достигло того уровня развития, когда оказались охвачены буквально все возможные категории потребителей, включая самые массовые, обычно не отличающиеся высокой платежеспособностью.

Рис. 6. Средняя стоимость планшетов в различных диагональных сегментах.

В целом усредненная стоимость одной модели планшета к лету текущего года достигла уровня в 10 тыс. руб. (см. рис. 6). И очевидно, что это не предел. Пока же средняя стоимость «семерки» составляет 5,2 тыс. руб., а «десятки» — 12,75 тыс. руб. Разрыв довольно существенен. «Промежуточный» типоразмер обойдется в среднем около 8,5 тыс. руб. — близко к середине.

Рис. 7. Распределение моделей планшетов по ценовым диапазонам.

Если же провести анализ распределения всех моделей планшетов по основным ценовым диапазонам, то просматривается довольно интересная закономерность (см. рис. 7). Больше половины всех аппаратов (54%) находится в диапазоне от 5 до 10 тыс. руб. Пятая часть всех моделей планшетов имеют стоимость менее 5 тыс. руб., что дает уже неплохой выбор для тех, кто ищет подешевле. Оставшиеся 26% моделей относятся к более высокому ценовому уровню — больше 10 тыс. руб., предлагая потребителям самую серьезную «начинку» и качество.

Рис. 8. Распределение по диагоналям внутри ценовых сегментов.

Достаточно интересно посмотреть, как распределены по величине экрана модели планшетов в различных ценовых диапазонах (см. рис. 8). В сегменте самых дешевых аппаратов (до 3 тыс. руб.) естественно доминируют «семерки», но можно встретить даже и «восьмерки». В диапазоне от 3 до 5 тыс. руб. «семерки» еще составляют большинство, но уже только с долей 60%, остальное — «восьмерки». В интервала от 5 до 10 тыс. руб. выбор самый широкий, потребителям предлагается значительное количество моделей всех трех основных типоразмеров. Среди «дорогих» планшетов значима доля самых крупных аппаратов (с диагональю 10,6+ дюймов), но нужно помнить, что на данный момент сами эти ценовые сегменты не столь уж велики по количеству представленных устройств.

Суммируя все вышесказанное, следует отметить, что товарное предложение на российском рынке уже полностью сформировалось. Оно, безусловно, еще будет расти и подвергаться значительным трансформациям. Однако уже сейчас данное продуктовое предложение вполне сегментировано, предлагая конечным потребителям большой выбор разнообразных аппаратов, отличающихся типоразмерами, технической начинкой, ценами и престижностью брендов.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.