О тенденциях развития российского рынка мобильных компьютеров

Юрий Бонкарев, «Бестселлеры IT-рынка», главный редактор

Андрей Серегин, GFK, главный консультант по ИТ

В последнее время много говорят о стагнации компьютерного рынка, о том, что его рост закончился. Объективные цифры это вроде бы подтверждают. Например, если взять показатели продаж на российском рынке мобильных компьютеров (всех типов) за последние три года, то налицо откат на позиции двухлетней давности. В 2011 г. их было продано 8,6 млн штук, на следующий год наблюдался небольшой рост до 9 млн, а в текущем году объем продаж, скорее всего, будет на уровне 8,2 млн, а при наихудшем сценарии — вообще только около 8 млн штук.

Основная причина такой динамики в том, что, в связи с известными мировыми экономическими проблемами доходы населения не растут, и в такие моменты ИТ не являются приоритетными технологиями в покупательском спросе. Приоритет товаров группы ИТ падает, показывая наихудшую динамику продаж в первом полугодии 2013 г. среди всех смежных товаров электробытового профиля. Снижение в годовом исчислении составило почти 20%. В принципе это понятно, в условиях ограниченного бюджета траты населения могут возрасти только на продукты, существенно меняющие качество жизни. Например, в свое время был всплеск трат на мобильные телефоны, потому что обладание ими действительно меняло качество жизни. В 2011 и 2012 гг. был всплеск покупок ПК, что, с одной стороны, объясняется произошедшим в это время значительным падением цен на них, и это позволило людям купить второй и даже третий компьютер в дом. Но в определенной мере повышенный спрос здесь тоже обосновывался неким изменением качества жизни, поскольку компьютер общего пользования в доме это одно, а индивидуальные (в идеале) ПК для каждого члена семьи — совсем другое.

Сейчас, конечно, появились планшеты, которые, в принципе, тоже дают изменение качества жизни, но в условиях стагнирующего домашнего бюджета это привело не к росту затрат на ИТ в домохозяйствах, а к их перераспределению внутри отдельной категории. Общая доля товаров компьютерной категории (компьютеры всех типов, включая планшеты, и мониторы) в структуре ИТ-товаров в 2011-2013 гг. остается достаточно стабильной (на уровне 73%), а вот внутри нее происходят существенные изменения. Постепенное падение доли настольных ПК и связанных с ними мониторов уже стало привычным. Но оно весьма умеренное, в то время как сокращение доли классических ноутбуков и параллельный резкий рост доли планшетов — это новый тренд, обращающий на себя внимание. То есть происходит явное смещение потребительских приоритетов с ноутбуков на планшеты.

Рынок планшетов развивается очень стремительно, хотя с ростом установленной базы относительная динамика быстро падает. Если в 2012 г. годовой рост в данном сегменте был в 4 раза, то в 2013г. ожидается только 2-кратное увеличение продаж, а в 2014г. — около 70%. Интересно, что, если смотреть по денежным показателям, то объем рынка планшетов увеличился примерно на ту же сумму, на которую сузился объем продаж ноутбуков. В принципе можно сказать, что деньги, которые потребитель планировал потратить на модернизацию своего компьютерного парка, в основном ушли на покупку планшетов. И данный сегмент практически «съел» весь потенциальный рост рынка классических мобильных компьютеров.

Конечно, по сравнению с ноутбуками планшет менее удобен для работы с информацией, но оказывается, что основной массе потребителей этого и не требуется. Многие обладатели ноутбуков не занимаются генерацией контента, требующей развитых приложений, мощности процессора и удобной периферии, клавиатуры, например. Большинство пользователей потребляют готовый контент, а для этого нужна умеренная мультимедийность и интуитивно понятное управление, которое обеспечивает сенсорная экранная технология. Взамен на эти разумные ограничения потребитель получает постоянную интеллектуальную мобильность.

Планшеты в первую очередь убивают нетбуки, которые изначально претендовали на роль истинно мобильных компьютеров с крайне ограниченной по сравнению с ноутбуками вычислительной мощностью. На фоне довольно дорогих классических ноутбуков производителям нетбуков удалось даже поднять их технические характеристики (и цену, конечно). Но главный функционал — интеллектуальная мобильность уверенно двигал продажи вверх. Однако как только появилось более удобное и дешевое истинно мобильное устройство — планшет, нетбук был обречен.

Можно сказать, что с уходом нетбуков заканчивается и восприятие ноутбука как мобильного устройства, хотя у нас оно никогда сильным и не было. Все, для кого это было важно, стали в то время фанатами нетбуков. А теперь — планшетов. Таким образом, классический ноутбук становится устройством, на котором просто работают с информацией. Избыточность функционала и высокая цена заметно сужает потенциальную аудиторию ноутбуков за счет широчайших слоев тех, кто просто занимается потреблением контента и кому мощных (и дорогостоящих) возможностей глубокой обработки информации просто не нужно.

Таким образом, планшет вроде бы не конкурент классическому ноутбуку. В месте с тем появление планшетов нанесло определенный удар по сегменту приверженцев ноутбуков, в том смысле, что покупка планшета (как потенциально полезного гаджета) заставит многих из них отложить покупку нового ноутбука по крайней мере на год.

Итак, под влиянием планшетов ноутбуки фактически трансформируются в настольные ПК, в то, что ставится на стол и используется преимущественно для работы. Сейчас заметно явное преобладание ноутбуков типоразмера 15–15,7 дюйма, причем их преимущество от года к году только нарастает: если в 2010 г. их доля в структуре продаж составляла около 53%, то в 2013 г. — уже почти 69%. Для относительно недорогих ноутбуков, используемых для работы, это действительно оптимальный вариант, допускающий и относительно комфортную работу, и возможность перемещения ноутбука внутри и вне дома.

Интересна также другая тенденция — увеличение доли 15-дюйм моделей в ценовых диапазонах 10–15 тыс. руб. и даже в самом бюджетном диапазоне моделей стоимостью менее 10 тыс. руб. Это позволяет привлечь потребительские слои с ограниченным бюджетом, многие из которых по экономическим соображениям обходятся настольными ПК. В то же время доля 15-дюйм моделей в высших ценовых диапазонах сокращается. Так, в диапазоне ноутбуков стоимостью более 30 тыс. руб. постепенно растет доля малогабаритных устройств (10,3–13,5 дюймов), причем именно за счет сокращения 15-дюйм моделей. При этом доля моделей с большой диагональю здесь остается достаточно стабильной.

Рассматривая позиционирование планшетов, следует отметить и точки их потенциального противостояния со смартфонами. Дело в том, что одним из трендов смартфонного рынка является развитие сегмента устройств с аномально большим экраном.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.