Расходные материалы в любом сегменте рынка являются субрынком, на который кризис влияет в меньшей степени, чем на продажи самих устройств, т. е. принтеров и МФУ в данном случае. Кроме того, продажи картриджей зависят не столько от продаж принтеров и МФУ в течение соответствующего года, сколько от установленной базы, которая накапливалась несколько лет. И по сути, если уж печатающая техника была куплена, то она должна использоваться. Однако при всем этом рынок оригинальных картриджей показал большую отрицательную динамику, чем рынок принтеров и настольных МФУ.

Оригинальные картриджи

Объем продаж оригинальных картриджей (лазерных и струйных) в 2009 г. составил 17,0 млн штук в натуральном исчислении и 852 млн долл. — в денежном. По сравнению с 2008 г. рынок уменьшился на 37 и 36% соответственно. В натуральном измерении рынок недотянул до отметки 2006 г., правда, по денежному показателю он его превысил — сказалось изменение структуры и подорожание картриджей.

Причина такой разницы в падении продаж устройств печати и картриджей не только в том, что стали меньше печатать, хотя это также имеет место. В основном дело в том, что у потребителя всегда есть возможность выбора между оригинальными картриджами и их «заменителями», к коим относятся совместимые картриджи, перезаправка в случае лазерных устройств и системы непрерывной подачи чернил (СНПЧ) в случае струйных. Естественно, в период кризиса остро встал вопрос об экономии средств, и большее число потребителей, в том числе и корпоративных, обратили свое внимание на неоригинальные картриджи.

Рисунок. Структура рынка оригинальных картриджей по методу печати (2009/2008 гг.)

Доля оригинальных картриджей для лазерных принтеров и МФУ за истекший год уменьшилась (см. рисунок), отсюда становится понятно, что продажи лазерных картриджей падали сильнее. Во время кризиса производители оригинальных картриджей очень неохотно снижали долларовые цены (а рублевые росли пропорционально курсу доллара), и при этом активизировались производители совместимой лазерной продукции. Кроме того, часть потребителей, отказавшись от дорогих оригинальных картриджей, решила экономить по полной и обратилась к перезаправщикам. В итоге эти сегменты рынка лазерной расходки сильно выросли, потеснив сегмент оригинальных лазерных картриджей.

Производители оригинальных струйных картриджей также обеспокоены давлением со стороны «неоригинальщиков». Однако тут сложилась иная ситуация — сегмент совместимых струйных картриджей развился уже давно, укрепился и занял свою долю в структуре продаж. Таким образом, если и происходит перераспределение долей от оригинальных картриджей к совместимым и наоборот, то заметно это не так сильно, как в сегменте лазерных.

В своих исследованиях лазерные картриджи мы делим по категориям принтеров и МФУ, исходя из возможности печати в цвете и максимальной месячной нагрузки, рекомендованной производителем: принтеры и МФУ персональные и для малых рабочих групп; для средних рабочих групп; для больших рабочих групп и цветные принтеры. Заметно, что в 2009 г. относительно 2008-го больше всего упали продажи картриджей для персональных устройств и для малых рабочих групп, что вполне закономерно.

Меньше всего падал (и соответственно нарастил долю) сегмент картриджей для цветных принтеров. Кроме причин, противоположных тем, почему падал рынок картриджей для «легкой» техники, можно указать и то, что установленная база лазерных цветных принтеров растет гораздо быстрее в относительных показателях, чем база монохромных.

Совместимые струйные картриджи

Рынок совместимых картриджей показывал несколько другую динамику. Точнее, мы бы хотели прокомментировать один из его сегментов — совместимых картриджей для струйных устройств. Дело в том, что рынок совместимых расходников для лазерной печати еще не слишком сильно развит. А сегмент восстановленных картриджей — это отдельный сектор рынка неоригинальных расходников.

На рынке же совместимых картриджей для струйной печати своя конъюнктура. Здесь основу составляют картриджи для печатающих устройств Canon и Epson. У Hewlett-Packard база струйных устройств с раздельными печатными головками (под которые экономически выгоднее делать «клоны», и которые представляют интерес для производителей неоригинальных расходников) начала формироваться примерно года три назад и пока не достигла больших величин. Кроме того, совместимые картриджи HP примерно вдвое дешевле оригинала (в случае Canon и Epson различие 3-х и 4-х-кратные), следовательно, тут ценовой фактор менее значим. У компаний Brother, Lexmark установленная база струйных устройств печати относительно невелика, и данный сектор интересует производителей совместимой расходки как небольшое дополнение.

В целом рынок совместимых картриджей для струйной печати более чем на 80% формируется картриджами для принтеров Canon и Epson. Их за прошлый год на российском рынке, по нашим оценкам, было продано 4,2 млн единиц на сумму 19,6 млн долл. В натуральном выражении рынок снизился относительно предыдущего года на 24%. При этом рынок оригинальных струйных картриджей Canon и Epson снизился на 29%.

Ранее мы уже называли факторы, которые подталкивают пользователя покупать те или иные картриджи: низкая цена совместимых; боязнь потерять гарантию, если причина поломки кроется в использовании совместимых картриджей; качество печати (субъективные оценки). Кроме перечисленного стимулом к покупке оригинальных является очень высокая цена ремонта «головы» новых моделей принтеров. Некоторые модели струйных принтеров для домашнего пользования сами по себе достаточно дороги, кроме того, ремонт головной части может стоить 2/3 от цены нового принтера. И боязнь «попасть» на такую сумму удерживает от покупки неоригинальных картриджей.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.