Сегмент настольных компьютеров-моноблоков — all-in-one (AIO) — последнее время стал обсуждаться все более широко. Некоторые видят в этих решениях будущее всего настольного сектора, другие скептически полагают, что AIO так и останутся нишевым решением, на рынок особо не влияющим.

Мы решили посмотреть, что же собственно предлагают нам производители и оценить перспективы использования данных решений для тех или иных целевых применений.

Обратимся к истории направления. Несколько лет назад на рынке в явную присутствовали пожалуй только два бренда — это Sony Vaio L Series и Apple iMac. И то и другое — дорогостоящие решения имиджевого плана, дизайнерские машины. И хотя надо признать, что их начинка традиционно намекала на мультимедийную и даже игровую направленность устройств, ясно, что ключевой задачей таких моделей было и остается радовать глаз в гостиной или приемной.

Затем на рынке появляются решения того же плана от других именитых компаний: Hewlett-Packard TouсhSmart и Dell Studio One 19. По крайней мере в последнем случае уже видны намеки на то, что моноблочное решение может быть вполне доступно по цене, не столь уж сильно превосходя в стоимостном отношении комплект «системный блок соответствующей конфигурации плюс монитор»; а естественная наценка обуславливается эргономическими и чисто визуальными преимуществами. Далее полнофункциональные мультимедийные моноблочные решения выпускаются Acer, Lenovo и Packard Bell. Даже отечественные компании, например, Kraftway, приступают к выпуску AIO.

Существенное расширение ассортимента произошло вместе с выходом решений на базе Atom. Низкопроизводительный, но энергосберегающий, не требующий активного охлаждения и, главное, дешевый процессор позволил создавать системы в формате AIO с весьма демократичным ценником.

Однако очевидно, что в случае с моноблоками дело далеко не во внутренних компонентах — мощи процессоров и наличии дискретных видеокарт. Ключевой инициативой стало применение в таких системах технологий сенсорного управления. Поддержанная Microsoft в ОС Windows 7 технология Multi-touch стала в какой-то момент чуть не основной темой маркетинговых материалов у большинства новых игроков сегмента AIO.

До сих пор не очевидно, на сколько режим сенсорного управления актуален в настольном варианте использования компьютера, при работе с наиболее распространенными приложениями. Если прослеживать историю интереса к данному виду интерфейса, то по времени его взлет совпадает с бумом смартфонов с сенсорным дисплеем. В результате развитие последней тематики привело к феноменальному первичному успеху iPad, видимой активизации распространения ноутбуков и нетбуков с сенсорными экранами — давно существовавшими в ассортименте, но долгое время остававшимися нишевым решением ограниченной распространенности. Но все это не дает ответа на вопрос — при чем тут десктопы, им-то, в массе своей, зачем сенсорный экран?

В стационарном форм-факторе сенсорное управление активно применяется в среде далекой как от домашнего, так и от офисного использования. А именно — в промышленной сфере, во встроенных решениях, в публичных информационно-управляющих терминалах, кассовых комплексах и т. п. Вывод на рынок недорогих моноблочных компьютеров общего применения с touchscreen открывает обычным компьютерам путь в эту область, прежде — исключительно сферу профессионального оборудования. Определенно, здесь есть новая рыночная ниша. Но все это опять же не дает ответа на вопрос — зачем сенсорный экран домашенему медиа-центру, тем более обычной машине типа «рабочая лошадка».

Так или иначе, но вместе с AIO multitouch-решения проникли и в настольный сегмент обычных компьютеров. Статистика продаж моноблочных решений пока сама по себе не блещет количественными показателями, соответственно, трудно оценить и актуальность сенсорных экранов в целом по компьютерному рынку. Фактом остается то, что на сегодня большинство вендоров имеют AIO-модели с сенсорным дисплеем, и их продажи в сумме превалируют над моноблоками с обычным монитором. Другой вопрос — является ли этот момент действительно существенным для пользователя или воспринимается им как приятная и, как видно по ценам, не столь уж дорогостоящая опция.

Для того чтобы оценить применимость современных предложений моноблочных ПК для различных целевых рынков мы провели небольшой экспертный опрос. Мы просили экспертов оценить применимость каждой из представленных в табл. 1. моделей для 9 сценариев использования. Применимость оценивалась по пятибалльной шкале от 1 — фактически неприменимо до 5 — напрямую предназначено. Оценки производились в зависимости от внутренней начинки устройств, их вендорского позиционирования, общего бренд-имиджа торговой марки, стоимости модели и наличия функции touchscreen.

Сами сценарии использования делятся на корпоративные и домашние. Среди корпоративных:

— Массовое офисное рабочее место. Недорогой компьютер для типовых задач. Основной акцент — стоимость. Остальные факторы — экономия места на столе, эргономика — когда речь идет о моноблоках, удовлетворяются автоматически. Другие важные факторы — ремонтопригодность, возможность расширения и проч., соответственно, также автоматически удовлетворяются хуже по сравнению с обычными системными блоками. Относительно высокие баллы по этому направлению получили Acer Veriton, Emachines, Asus Eee Top ET2002, Lenovo C300, MSI Wind Top AP1900. Правда, 5-балльной оценки не заслужил ни один из них — все-таки моноблок как действительно массовый продукт для российского офиса пока оценить сложно. По цене AIO-решения на Atom уже оказываются вполне приемлемыми, но все же эта платформа многих пока не удовлетворяет своей производительностью, а моноблочные модели на основе Core и Athlon с интегрированной графикой оказываются дороговаты.

— Front Office. Устройство для переговорной комнаты, рецепции. Во многом сюда попадают и решения для удаленных рабочих мест, например, для представительства банка в торговом центре или страховой компании при автосалоне. В последнем случае фактор экономии места на столе оказывается чрезвычайно значимым, и большинство AIO в той или иной степени сюда подходят. Такое устройство должно быть имиджевым, его же начинка и функционал вряд ли являются ключевыми факторами. Вернее, эти компьютеры по основным ТТХ, как правило, подчиняются тем же критериям, что и массовое рабочее место, но в жертву дизайну уже может быть принесена стоимость. Однако этот дизайн должен быть скорее строгим.

— Компьютер руководителя. Понятное дело, главный атрибут здесь — престижность, бренд, имиджевые составляющие. Здесь действует зеркальное отражение закона эластичности, проще говоря, — чем дороже, тем лучше. И высокий балл тут у Apple iMac, у Sony Vaio, HP TouchSmart, Packard Bell OneTwo. Но это все же устройство для работы, так что игровая графика, например, устанавливаемая в большинстве перечисленных моделей, здесь вовсе не нужна. И идеального решения для руководителя мы не обнаружили — либо машина престижна, но все же по изначальной задумке вендора домашняя. Плюс, компьютер руководителя, с точки зрения ИТ-отдела, такая же часть корпоративной информационной системы, как и рабочие места его подчиненных.

— Образование. Массовые места для нужд образования в принципе подчиняются тем же базовым правилам, что и для массовых рабочих мест. Тут низкая цена может быть даже поважнее, а требования к функционалу — пониже. С другой стороны, в этом секторе фактор сенсорного экрана может оказаться более значим, чем в обычной офисной среде: например, эта технология хорошо применима при проведении тестирований с выбором ответов из предложенных вариантов или в каких-либо обучающих программах с игровой составляющей. Здесь высокий балл получили устройства на Atom: Veriton и eMachines, Eee Top 16xx, Wind Top 1900/2020, ViewSonic. А наивысший — те из них, в которых имеется touchscreen.

— Публичные терминалы. Эти компьютеры должны стать частью информационных киосков в широком понимании термина. Здесь, как уже говорилось, обычные компьютеры «входят в клинч» со специализированными решениями, имеющими антивандальную защиту, специально разработанное ПО, микроэлектронную начинку, часто далеко не x86, и т. д. Сама тема их замены моноблочными компьютерами довольно сложна, мы пока не будем ее обсуждать. Скажем лишь, что лидируют здесь фактически те же устройства, которые оказались идеальными для образования. Здесь сенсорный экран — значимый параметр, и это по существу единственный сектор, где данный фактор является определяющим. При этом оборудование должно быть не очень дорого, а особых требований по производительности не налагается. В результате получаем то же, что и в образовательной среде: сенсорный моноблок с «атомной» начинкой.

Домашние применения:

— Life-style. Имеется в виду потребительские компьютеры как часть домашнего интерьера. Тут сегмент AIO расцветает во всей своей красе — собственно это тот самый сектор, который можно назвать целевым для данной категории продуктов как таковой — с него, вообще говоря, здесь все и начиналось. Высокие оценки здесь у абсолютного большинства моделей. Но здесь важна роль и самого бренда.

— Медиа-центр. В этом качестве позиционируется большинство домашних AIO-продуктов на полнофункциональной обвязке или даже с расширенными конфигурациями на Atom, на платформе nVidia ION. Собственно, лидеров здесь выделить невозможно. Это еще один сектор основного приложения усилий производителей AIO.

— Игровой компьютер. Здесь главным фактором является наличие мощного дискретного GPU. Лидеры: Aspire AZ5610, iMac 27«, Sony Vaio, HP TouchSmart, Lenovo IdeaCentre, MSI Wind Top AE2400, Packard Bell OneTwo LX. Большинство решений естественно предназначены для начинающих геймеров, в лучшем случае по конфигурации доходят до игровых систем среднего уровня. Учитывая чувствительность покупателей в данном классе оборудования к фактору Upgrade, возможности «разгона» системы и проч., — сложно предположить, что моноблоки когда-либо станут решениями для продвинутых игроков. Применимость самой концепции в данном случае достаточно ограничена.

— Бюджетный домашний компьютер. Система для работы, веб-серфинга, образования в домовладении. Возможно, компьютер ребенка. В лидерах большие части линеек Asus Eee Top, Lenovo C Series, MSI Wind Top, EMachines, Dell, ViewSonic, Packard Bell MU. Однако для подобных задач, понятно, применим любой компьютер. С некоторым акцентом на минимизацию цены эксперты высоко оценили применимость здесь многих моделей AIO, другой вопрос, что для этой части был бы высоко оценен фактически любой форм-фактор, в котором выполнено бюджетное x86-устройство.

Но, как известно, данный сектор настольных ПК испытывает наиболее жесткое давление со стороны сегмента мобильных компьютеров. Моноблоки в данном случае, пожалуй, способны немного оживить ситуацию, но вряд ли их влияния хватит на серьезное сопротивление глобальному процессу «мобилизации» домашнего сектора.

Рис. 1. Средний экспертный балл по различным вариантам использования моноблоков

На рис. 1 приведен средний балл по каждому из описанных сценариев использования для всего предложенного набора AIO-моделей. Очевидно, что превалируют домашние сценарии использования, наиболее применимы моноблоки оказываются в качестве медиа-центров и украшения домашнего интерьера.

Деловая составляющая пока выражена гораздо слабее, относительно приличный балл у применения компьютеров «все-в-одном» при фронт-офисном использовании и в рамках образовательных проектов. Учитывая, что для рынка настольных устройств сектор поставок в организации является основным — причем с учетом влияния ноутбуков — чем дальше, тем более основным — это не очень приятная новость. До появления широкого спектра корпоративных, как дорогих, так и бюджетных моделей, рынок AIO не получит серьезной опоры для роста.

С другой стороны, тут, в условиях отсутствия жесткой конкуренции, открывается возможность для отечественных компаний, имеющих AIO-решения. Это видимо уже осознала компания Kraftway, недавно продемонстрировавшая на собственном заводе президенту РФ образовательные комплексы, составной частью которых являются как раз моноблочные решения.

На основе полученных экспертных оценок можно сравнивать товарную политику различных брендов. В качестве иллюстрации ключевых различий в товарной политике компаний на рис. 2. приведено сравнение оценок по каждому направлению у Sony и Views Sonic — компаний, пожалуй наиболее различных, по своей рыночной ориентации.

Рис. 2. Пример различной товарной политики вендоров

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.