Прошедший год стал достаточно сложным для ИТ-рынка — будучи инфраструктурной отраслью, сфера информационных технологий мгновенно отразила кризисные явления, происходящие в экономике. Ухудшение экономической конъюнктуры стало заметно еще в середине года — темпы роста по отношению к 2007 г., хотя и остались положительными, но существенно снизились, упало число публично объявленных подписанных контрактов. К концу года эта тенденция сохранилась: рост совокупной выручки в IV квартале по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил всего 7,3%. А сектор компьютерного оборудования и вовсе попал в отрицательную зону — продажи в традиционно лучшем для этого сектора квартале упали на 1,6% (рис. 1).

Рис. 1. Квартальная динамика российского ИТ-рынка.

ИТ-рынок вырос, но не стал более зрелым

Однако хорошие показатели первых кварталов позволили рынку в целом показать вполне удачную динамику — по итогам года он вырос на 12,7% (рис. 2). Хотя этот результат является худшим за последние годы, да и указанные темпы роста оказались вдвое ниже прогнозировавшихся в начале 2008 г., но, во первых, все таки речь по прежнему идет о росте, а не о падении, а во вторых, — даже в лучшие времена большинство стран мира таким показателям позавидовали бы.

Рис. 2. Динамика объема российского ИТ-рынка в 2005–2008 гг.

Положительным для рынка фактором является то, что клиентские компании начали экономить на ИТ во многом со снижения расходов на содержание собственного персонала: в IV квартале они составили лишь 90% от этой статьи расходов в I квартале 2008 г. Причина очевидна: в условиях кризиса компании стараются повысить возможности по управлению своими затратами — а управлять внешними затратами можно существенно более гибко, чем расходами на персонал. Тем более что сложившаяся за последние полтора-два года конъюнктура на рынке труда обуславливала очень высокий уровень оплаты ИТ-сотрудников, плохо связанный с их реальной производительностью труда. Такая тенденция к существенному сокращению затрат на собственный ИТ-персонал клиентских компаний может поддержать российский ИТ-рынок в нынешних условиях. В первую очередь — за счет замещения работ, выполняемых собственными сотрудниками, закупкой внешних ИТ-услуг. Уже сейчас видно, что при значительном сокращении по остальным секторам рынок ИТ-услуг продолжает демонстрировать очень хорошую динамику. И можно прогнозировать, что дальнейшее сокращение коснется его в наименьшей степени.

Другой положительный момент — это «остывание» рынка труда. В последнее время на нем главенствовали работники, и работодателям ничего не оставалось, как в условиях тотального дефицита кадров по всем направлениям и всех профессиональных уровней идти на удовлетворение постоянно растущих требований работников. Отсюда постоянно растущие зарплаты, по ряду позиций уже достигшие европейских, — при сохраняющейся на одном из самых низких уровней в мире производительности труда ИТ-специалистов. Сейчас ситуация начала меняться. У работодателей появился выбор, а «компенсационные» требования кандидатов (по данным мониторинга кадровых онлайн-ресурсов) существенно скорректировались, в среднем понизившись на 20—50%.

Значение госсектора

Одной из очень заметных тенденций, проявившихся в прошедшем году, стала ориентация рынка на госсектор. Если в 2007 г. на него приходилось 16,7% от всего ИТ-рынка, то в 2008-м эта доля выросла уже до 24,3%, причем если смотреть квартальную динамику, то в IV квартале его доля достигла 34,5% (рис. 3). С одной стороны, это внушает определенную иллюзию стабильности: в условиях экономического кризиса государство теоретически становится самым стабильным клиентом. С другой — в условиях существенного дефицита госбюджета слишком велика вероятность, что под сокращение попадут именно те статьи расходов, которые касаются затрат на ИТ. Повышает риски и сложившаяся схема оплаты госконтрактов — как правило, заключаются они в первой половине года, а основная часть оплат происходит уже в декабре. Но в нынешних условиях, когда кредиты стали слишком дороги (а часто и просто недоступны для ИТ-компаний), такая схема может привести к плачевным последствиям. Да и если конъюнктура сырьевых рынков еще ухудшится и в середине года случится секвестр бюджета — такие выплаты вообще окажутся под вопросом.

Рис. 3. Доля индустриальных секторов в ИТ-рынке.

При рассмотрении вертикальной структуры рынка обращает на себя внимание следующее: несмотря на то что компании финансовой сферы сильнее всего пострадали от кризиса, именно они занимают второе после госорганов место среди источников доходов ИТ-компаний. Причем их доля неуклонно растет, и за 2008 г. она увеличилась в полтора раза — с 13,6 до 18%. Скорее всего, здесь есть и определенное положительное влияние все того же кризиса: будучи одними из самых зрелых с точки зрения системы управления, финансовые компании достаточно хорошо понимают, что оптимизировать свои затраты стоит — по примеру западных коллег — за счет совершенствования ИТ-систем.

Если индустриальным «драйвером» рынка остаются госсектор и финансовая сфера, то по видам оказываемых ИТ-услуг лидером стала системная интеграция. Ее доля по итогам года составила более трети от общего объема оказанных услуг, увеличившись с 21,6% годом ранее (рис. 4). В какой то степени это связано и с укрепившимся лидерством госсектора (в нем основная доля денег приходится именно на такие контракты). Нельзя сказать, что это положительная информация: такой расклад свидетельствует о том, что рост рынка с точки зрения объемов происходит фактически без роста его зрелости. Ведь на зрелых рынках акцент переносится с расходов на создание ИТ-инфраструктуры (а именно это и достигается системной интеграцией) на ее эффективную эксплуатацию.

Рис. 4. Динамика рынка ИТ-услуг по видам услуг.

Об этом же свидетельствует и структура рынка по типам заключаемых контрактов. За год она практически не изменилась: в выручке ИТ-компаний доля разовых контрактов на поставку продуктов и услуг составляет 73,7%, разовых контрактов на консалтинг — 10,4%, доля контрактов на аутсорсинг — 15,9%. На самом деле при повышении зрелости рынка более востребованными становятся долгосрочные отношения с прописанными параметрами качества оказания услуг (т. е. аутсорсинговые контракты) и контракты на консалтинг, чего в 2008 г. не произошло.

Естественно, что в нынешних экономических условиях крайне интересным является прогноз дальнейшего развития ситуации. Давать его в условиях кризиса, когда ситуация может очень быстро развернуться в любую сторону, дело неблагодарное. Сами участники рынка пока довольно мрачно оценивают перспективы. Согласно ежемесячно рассчитываемому аналитическим центром REAL-IT индексу делового климата ИТ-рынка, в последние несколько месяцев около половины опрошенных бизнесменов считают, что общая экономическая ситуация для их бизнеса ухудшилась, и почти 60% уверены в дальнейшем ее ухудшении. А аналитическая компания IDC, согласно опубликованному в феврале отчету, ожидает, что в 2009 г. расходы на ИТ снизятся на 20% по сравнению с предыдущим годом. Впрочем, сценарий все таки может оказаться гораздо менее мрачным — перенос расходов от внутреннего персонала на закупку внешних услуг и борьба за эффективность бизнеса должны помочь поддержать рынок.

Российский Интернет: кризис дает шанс?

Представляется интересным взглянуть и на такую часть ИТ, как Интернет. Проведенное нашими партнерами из фонда «Общественное мнение» исследование зафиксировало, что на конец 2008 г. полугодовая интернет-аудитория среди взрослого населения (старше 18 лет) составила уже 30%, а вместе с молодыми пользователями (с 12 лет) — 34%. Таким образом, несмотря на кризис, рост интернет-аудитории продолжился довольно высокими темпами: с лета до осени прошлого года численность полугодовой аудитории увеличилась с 33,7 до 34,4 млн человек. И при этом еще 3,5% населения планировали начать пользоваться Интернетом в ближайшее время — а это потенциальный рынок не только для телекоммуникационных компаний, но и для продаж сетевого оборудования (правда, в основном, — в не очень прибыльную для производителей розницу, провайдеры основные вложения в свою инфраструктуру сделали до кризиса).

Сравнение с результатами прошлых лет свидетельствует не только о росте интернет-аудитории, но и о развитии технической инфраструктуры и изменении социально демографической структуры пользователей. Так, если осенью 2007 г. широкополосный домашний Интернет имел 41% месячной интернет-аудитории, то через год этот показатель вырос до 50%.

Уже нельзя говорить, что интернет-пользователи — какая то особенная группа населения. Глобальная Сеть становится местом обитания представителей самых разных слоев общества. Так, осенью 2004 г. на долю мегаполисов приходилось 44% интернет-пользователей, а в 2008 м их доля снизилась на 10 процентных пунктов. Кроме того, аудитория повзрослела: в ней на 5 процентных пунктов (с 36 до 31%) снизилась доля молодежи (людей в возрасте 18–24 года).

Все это позволяет говорить о достаточно хороших перспективах в наступившем году для интернет-компаний. Причем речь идет и о тех, кто оказывает какие то сервисы вокруг Интернета (например, в области веб-разработок), — реальное присутствие в интернет-среде становится более актуальным для офлайновых компаний, и о собственно интернет-игроках, которые получают большую аудиторию для возможной монетизации и явные конкурентные преимущества как рекламный носитель в условиях повсеместного кризисного сокращения маркетинговых расходов.

Вот только реализуется этот шанс или нет — зависит о того, насколько не-ИТ-бизнес будет ориентироваться на выход из кризиса путем повышения собственной эффективности, а не за счет получения дотаций и преференций. И это в ближайший год определит картину как интернет-рынка, так и ИТ-рынка в целом.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.